Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Детские творческие объединения как средство формирования у детей младшего школьного возраста навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми. Работа №262079

Дата публикации:
Автор:
Описание:

в статье рассматривается вопрос о видах детских объединений и их влиянии на развитие и формирование навыка сотрудничества

Работа:

Детские творческие объединения как средство формирования у детей младшего школьного возраста навыков сотрудничества со сверстниками и со взрослыми

Временной период конца 20 – начала 21 века имеет отличительную особенность – усиление тенденций, которые связанны с формированием негативного социокультурного пространства.

В связи с этим возникает необходимость формирования у современных учащихся навыков успешных социальных отношений. Возрастает острая необходимость использования дополнительных воспитательных возможностей творческих разновозрастных объединений с целью формирования социальной культуры учащихся.

Исследуя данную проблему, мы осуществили анализ процесса социализации учащихся в детских разновозрастных объединениях.

На первом этапе – 1859 – 1917 года – проблема социализации детей не являлась предметом специального изучения, не был сформирован терминологический словарь и процесс социализации носил стихийный характер. Сюда можно отнести такие детские объединения: свободная школа Л. Н. Толстого, клубные, культурные сообщества С. Т. Шацкого, движение скаутстких дружин и отрядов.

Второй этап – начала 20-х конца 80-х годов 20 века. Для подготовки личности, верной коммунистической идеологии, был уже разработан перечень норм поведения, пересмотрены учебные программы и планы. Проблема роли образовательного учреждения в формировании социализации привело к усиленному изучению и исследованию данного вопроса. Сюда можно отнести движение пионерских отрядов, тимуровские команды А. П. Гайдара, школьные и студенческие отряды 50 – х, коммунарные отряды, клубы, сборы.

Третий этап – начала 90-х до настоящего времени - этап перестройки и модернизации России. Здесь остро понимается необходимость поиска успешного формирования процесса социализации. Сюда можно отнести школы лидеров, творческие коллективы, объединения .

Существенным фактором развития, воспитания и обучения детей младшего школьного возраста является общество сверстников.

В теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что творчество, объединяющее детей – важный фактор развития личности, ее социализации.

В настоящее время во многих странах и регионах детские объединения набирают силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско – юношеские творческие объединения.

Особенность таких объединений в том, что они носят общественный характер.

Детским творческим объединениям присущи три основные функции.

Развивающая

– обеспечение гражданского, нравственного становления личности, развитие ее социального творчества, умение взаимодействовать с окружающими, выдвигать и достигать общественные цели.

Ориентационная

– обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических и культурных ценностей.

Компенсаторная – создание условий для реализации потребностей, интересов ребенка, которые не могли быть

востребованны

в других общностях

.

Педагог должен помнить, что основная задача при организации работы детских творческих объединений – это привлечение учащихся к общественно полезной деятельности, которая стимулирует их инициативу и самостоятельность, развивает их интересы, способности и склонности .

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются разнообразные формы детских творческих объединений.

Сюда можно отнести:

Клубы по интересам.

Студии.

Ансамбли.

Секции.

Кружки.

Театры и так далее.

Согласно утверждению Б. Т. Лихачева, ведущими формами детских творческих объединений выступают: кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских.

К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, ученические симпозиумы, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ .

Рассмотрим данные формы детских творческих объединений более подробно.

Кружки.

Кружки являются наиболее распространенными, традиционными базовыми формами добровольного творческого объединения детей. Организация данной формы детского творческого объединения весьма разнообразно. Несмотря на это, можно выделить их структурные элементы. Сюда можно отнести подразделение всей работы на теоретическую, критическо – аналитическую и творческо – практическую деятельность. Занятия проводятся как комплексные так и по одному виду деятельности.

На теоретическом занятии материал может излагаться педагогом или детьми. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, получают консультации в библиотеках, у специалистов. Теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами.

Критико – аналитический элемент становиться главным на занятиях, которые посвящены анализу произведений искусства, оценке творческой деятельности самих учащихся. Например, в кружке по кино и театру можно организовать критико – аналитический разбор только что просмотренного фильма.

Творческо – практическая деятельность – важнейший элемент кружков. Он служит средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. Главное место в таких формах отводиться творческой деятельности детей: решению задач, обсуждений.

Кружки позволяют сочетать решение учебных и творческих развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, формированию у них навыков общения, сотрудничества, совместной деятельности не только друг с другом, но и с взрослыми. Особое значение такие формы имеют для детей, совершенствующихся, развивающих специальные способности и умения.

Отличительные признаки:

- приоритет предметно – практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности. Ведущими методами работы являются репродуктивные и активный показ и действия педагога.

- основной вид деятельности – обучение.

- обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

- результат работы кружка – знания, умения и навыки детей по предмету.

Клуб – детское творческое объединение, которое решает целый комплекс педагогических задач, таких как: организация досуга детей, развитие коммуникативных навыков, навыков самоуправления, самостоятельности, а также освоение содержания различных областей предмета.

Отличительные признаки.

- наличие органов детского самоуправления.

- творческие взаимосвязи в коллективе клуба.

- символика и атрибуты.

- наличия Положения или Устава клуба.

- «Лестница роста» для членов клуба.

- специфические условия для поступления в клуб.

- разновозрастные объединения детей (звенья, бригады, советы и так далее).

Студия – детское творческое объединение, деятельность которого связана с определенным видом искусства.

Студия – в переводе с латинского означает «усердно работаю, изучаю»; с итальянского – изучение, комната для занятий.

К студиям можно отнеси: театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая и так далее.

Отличительные признаки:

- цель – развитие творческих и художественных способностей детей, выявление творческой одаренности, ее развитие и поддержка.

- сочетание экспериментальных и практических педагогических задач и форм работы.

- система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

- высокое качество результата деятельности детей.

- наличие ступеней обучения, которые имеют завершение по содержанию и времени - наличие общественного органа студии по оценке качества творческих достижений (художественный совет).

Ансамбль – в переводе с французского языка означает «вместе» - это небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических), которые выступают совместно как один творческий коллектив.

Выделяют групповые и индивидуальные формы работы в ансамблях.

Сюда можно отнести: ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально – инструментальный ансамбль.

Театр – это детские творческое объединение, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяются индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха при исполнении совместного художественного действия на сцене.

Сюда можно отнести: театр теней, народной песни, фольклорный театр, театр моды и так далее.

Мастерская – это форма детских объединений, которое имеет принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, искусства, ремесла.

Мастерская предполагает состав учащихся, которые занимаются у одного художника – педагога, который развивает в своем искусстве свои творческие методы.

Особенность педагогических методов заключается в передаче способов работы, результат овладения которыми развивает творческие умения у детей.

Отличительные признаки:

- практические задачи, которые ориентированы на достижение высокого уровня мастерства.

- образовательный процесс заключается в изготовлении чего – либо, оттачивание прикладных умений, овладение специальными технологиями.

- наличие собственного помещения.

- демонстрация детских практических достижений.

Сюда можно отнести: гончарную мастерскую, мастерскую хореографии, мастерская Аллы Духовой.

Лаборатория – творческое объединение, целью которого является развитие умственных и изобразительных способностей детей.

Отличительные признаки:

- поисковый, изобретательный компонент, опытно – экспериментальная деятельность.

- основа деятельности – конкретная область научных знаний.

- максимальная самостоятельность учащихся, педагог в роли консультанта.

Классификация лабораторий: временные, постоянные, тематические, проблемно – тематические.

Класс – творческое объединение детей, которые занимаются под руководством одного педагога по определенной программе, или учебный коллектив, изучающий определенный предмет.

Сюда можно отнести: класс вокала, рояля, балета, живописи .

Главным способом организации детей в любом творческом объединении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени.

Ребенок может участвовать в работе одном или нескольких объединении.

Выделяют несколько видов детских творческих объединений.

Под видом творческих объединений понимают совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; система, которая обладает специфическими свойствами; установленный образец его – либо.

Основной целью творческих объединений является обеспечение развития способностей и дарований детской личности и индивидуальности путем вовлечения ее в разные, свободные виды деятельности.

Их призвание – заполнить духовный мир каждого ребенка общественно – полезными увлечениями, ценностями, научить глубоким коллективным и индивидуальным переживанием, формированию навыков сотрудничества.

Творчество начинается с новой идеи. Развитие творческого потенциала учащихся предполагает в первую очередь развитие и формирование важнейших умственных и практических действий, которые внешне проявляются как знания и умения: наблюдать, думать, сравнивать, сотрудничать.

В настоящее время в сферу творческих объединений входят нетрадиционные формы работы с детьми: привычные кружки сменяют на студии, мастерские. Это способствует тому, что появляются новые, инновационные формы работы с детьми, кроме этого проходит аппробация авторских программ, информационных технологий обучения и воспитания.

При организации детских творческих объединений педагогу необходимо помнить о среде.

Среда – сложная структура материальных, духовных и общественных условий, в которых реализуется деятельность детей. Среда оказывает значительное влияние на усвоение материала и развитие знаний, умений и навыков.

Существует понятие «творческая среда». Исследователи понимают под данным термином – условие, которое способно обеспечить формирование основ нового творческого и культурно – образовательного мышления. Это своего рода пространство с приоритетом нравственных ценностей и обладает качественными характеристиками: креативности, свобода и открытость.

Чтобы активизировать творческую активность учащихся педагогу необходимо учитывать правила для построения творческой образовательной среды.

Стиль взаимодействия внутри среды (конкурентная, кооперативная, гуманистическая, авторитарная, демократическая).

Отношения при передаче знаний, умений и навыков (

инновационная

, традиционная).

Творческая активность (свободная или регламентированная).

Взаимодействие с внешней средой (

закрытая

или открытая).

Грамотно созданная творческая среда в детском объединении дает возможность детям развить свои интересы и способности, ощутить чувство радости, успеха, удовлетворенности от выполненной работы и полученного результата, а также сформировать навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания.

Таким образом, в теории и методике воспитания издавна существовала и существует идея о том, что творчество, объединяющее детей – важный фактор развития личности, ее социализации.

В настоящее время во многих странах и регионах детские объединения набирают силу, приобретая формы различных по содержанию и методике деятельности детско – юношеские творческие объединения. Детским творческим объединениям присущи три основные функции: развивающая, ориентационная, компенсаторная.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются разнообразные формы детских творческих объединений.

Согласно утверждению Б. Т. Лихачева, ведущими формами детских творческих объединений выступают: кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских.

В настоящее время в сферу творческих объединений входят нетрадиционные формы работы с детьми: привычные кружки сменяют на студии, мастерские.

При организации детских творческих объединений педагогу необходимо помнить о среде. Чтобы активизировать творческую активность учащихся педагогу необходимо учитывать правила для построения творческой образовательной среды.

Грамотно созданная творческая среда в детском объединении дает возможность детям развить свои интересы и способности, ощутить чувство радости, успеха, удовлетворенности от выполненной работы и полученного результата, а также сформировать навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×