В статье говориться о необходимости создавать ребенку проблемные ситуации, предлагать игры, которые потребуют от него усилий для решения определенных задач, для правильного восприятия и решения задачи ребенку необходимо использовать предметы, знаки, обследование предметов, моделирование. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию. Таким образом, дидактическая игра для ребенка является самым осмысленным видом деятельности.
Работа:
Селиверстова Ольга Владимировна
воспитатель I кв. категории МБДОУ Д/с Золотой ключик, г. Абакан
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Бесспорным фактом является то, что математика необходима огромному числу людей разных профессий. В математике заложены колоссальные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Система взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации нашли свое отражение в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. №2506-р). В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась почти столетие (от работ А.В. Грубее, И.В. Песталоцци, В.А. Лая, А. Дистервега, С.И. Шохор –Троцкого и т.д. до работ Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер, А.М. Леушиной и др.).Одним из утверждений является то, что педагогическая эффективность развития математических способностей в значительной степени определяется соответствием содержания и методов в обучения возрастным особенностям детей, когда ребёнок усваивает материал в специфической для данного возраста в наглядно – действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития умственных способностей личности, которые составляют основу математического развития. Математическое развитие – это прежде всего, развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, способность оперировать предметами, и знаками, символами, владение приемами логического познания и конструктивного мышления. Итогом развития математических способностей является не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания [1, с. 12].
Основой для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста являются развитые познавательные способности, включающие в себя сенсорные (связанные с восприятием и наблюдением объектов и явлений) и интеллектуальные (обусловливающие исследование и структурирование поступающей извне информации) способности. Важным является избирательное восприятие специфических характеристик внешнего мира: формы, размера, пространственного расположения и количественных характеристик объектов. Очевидно, что из этих характеристик быстрее и легче всего воспринимаются сенсорикой форма, размер и пространственное расположение. Для формирования и развития восприятия необходимо обеспечить ребенку возможность обследования воспринимаемого объекта, способы и средства создания его адекватной модели (его подобия) сначала в вещественной форме во внешней деятельности, чтобы обеспечить затем его интериоризацию во внутреннюю форму – представление. Таким же образом будет происходить накопление запаса образов воображения. В продуктивном восприятии предмета наиболее важным для ребенка является действие, которым он при этом пользуется: деятельность тактильного обследования должна предшествовать деятельности визуального наблюдения и анализу наблюдаемого предмета, явления и т.п. [1, с. 68].
Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Способом организации такой познавательной деятельности ребенка является соответствующим образом разработанная дидактическая игра, участвуя в которой, ребенок осуществляет продуктивное восприятие объекта (обследование, моделирование) и осмысление воспринятой сенсорной информации (сопровождает чувственное восприятие словом). Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим играм, выполняющим такие функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), кубики Б.П. Никитина и др.
Эти игры способствуют развитию способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения конструировать предметами, знаками, словами. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, блоков, палочек из картона, пластика. Предметные дидактические игры лежат в основе строительно-трудовых игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Решая проблему, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации в процессе игры, ее формулировку, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка включает в себя принятие проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов [3, с. 4].
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной и устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Они имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются в ребенке в основном только исполнительские черты [2, с. 57].
Решение предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, кругов, палочек, то есть в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно задание с решением и самому проверять точность его выполнения. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовать опыт ребенка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию
В авторских дидактических играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности: самостоятельно, по способностям, когда ребенок может подняться до потолка своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- авторские дидактические игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно;
- авторские дидактические игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества [2, с. 275].
Дидактическая игра является разновидностью развивающей игры. Она является формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей
Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, то есть тем, для чего она создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:
- познавательный: чему мы должны научить ребенка, какие способы действий с предметами хотим ему передать;
- воспитательный: способы сотрудничества, формы общения и отношения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового [2, с. 293].
Благодаря тому, что дидактическая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней становится его личным достоянием, поскольку его можно свободно применять и в других условиях. Кроме того, многие игры учат детей действовать в уме, мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Библиографический список
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. М.: ВЛАДОС, 2003. 400с.
2. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. 384с.
3. А.А. Смоленцева, О.В. Суворова Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. 112с.
Скачать работу
воспитатель I кв. категории МБДОУ Д/с Золотой ключик, г. Абакан
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Бесспорным фактом является то, что математика необходима огромному числу людей разных профессий. В математике заложены колоссальные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Система взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации нашли свое отражение в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. №2506-р). В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась почти столетие (от работ А.В. Грубее, И.В. Песталоцци, В.А. Лая, А. Дистервега, С.И. Шохор –Троцкого и т.д. до работ Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Н.Ф. Блехер, А.М. Леушиной и др.).Одним из утверждений является то, что педагогическая эффективность развития математических способностей в значительной степени определяется соответствием содержания и методов в обучения возрастным особенностям детей, когда ребёнок усваивает материал в специфической для данного возраста в наглядно – действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития умственных способностей личности, которые составляют основу математического развития. Математическое развитие – это прежде всего, развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, способность оперировать предметами, и знаками, символами, владение приемами логического познания и конструктивного мышления. Итогом развития математических способностей является не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания [1, с. 12].
Основой для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста являются развитые познавательные способности, включающие в себя сенсорные (связанные с восприятием и наблюдением объектов и явлений) и интеллектуальные (обусловливающие исследование и структурирование поступающей извне информации) способности. Важным является избирательное восприятие специфических характеристик внешнего мира: формы, размера, пространственного расположения и количественных характеристик объектов. Очевидно, что из этих характеристик быстрее и легче всего воспринимаются сенсорикой форма, размер и пространственное расположение. Для формирования и развития восприятия необходимо обеспечить ребенку возможность обследования воспринимаемого объекта, способы и средства создания его адекватной модели (его подобия) сначала в вещественной форме во внешней деятельности, чтобы обеспечить затем его интериоризацию во внутреннюю форму – представление. Таким же образом будет происходить накопление запаса образов воображения. В продуктивном восприятии предмета наиболее важным для ребенка является действие, которым он при этом пользуется: деятельность тактильного обследования должна предшествовать деятельности визуального наблюдения и анализу наблюдаемого предмета, явления и т.п. [1, с. 68].
Научить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию мира математики. Способом организации такой познавательной деятельности ребенка является соответствующим образом разработанная дидактическая игра, участвуя в которой, ребенок осуществляет продуктивное восприятие объекта (обследование, моделирование) и осмысление воспринятой сенсорной информации (сопровождает чувственное восприятие словом). Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим играм, выполняющим такие функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), кубики Б.П. Никитина и др.
Эти игры способствуют развитию способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения конструировать предметами, знаками, словами. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, блоков, палочек из картона, пластика. Предметные дидактические игры лежат в основе строительно-трудовых игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Решая проблему, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие. Так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации в процессе игры, ее формулировку, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов. Деятельность ребенка включает в себя принятие проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов [3, с. 4].
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной и устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Они имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются в ребенке в основном только исполнительские черты [2, с. 57].
Решение предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, кругов, палочек, то есть в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно задание с решением и самому проверять точность его выполнения. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовать опыт ребенка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию
В авторских дидактических играх – в этом и заключается их главная особенность – удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности: самостоятельно, по способностям, когда ребенок может подняться до потолка своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- авторские дидактические игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно;
- авторские дидактические игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества [2, с. 275].
Дидактическая игра является разновидностью развивающей игры. Она является формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей
Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, то есть тем, для чего она создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:
- познавательный: чему мы должны научить ребенка, какие способы действий с предметами хотим ему передать;
- воспитательный: способы сотрудничества, формы общения и отношения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового [2, с. 293].
Благодаря тому, что дидактическая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней становится его личным достоянием, поскольку его можно свободно применять и в других условиях. Кроме того, многие игры учат детей действовать в уме, мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Библиографический список
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. М.: ВЛАДОС, 2003. 400с.
2. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. 384с.
3. А.А. Смоленцева, О.В. Суворова Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. 112с.