Дисграфия.Диагностика и коррекция.
Дисграфия — это стойкое нарушение письма, которое не связано с интеллектом.
Стоит отметить, что когда мы говорим про трудности письма, подразумеваем не только дисграфию, но и дизорфографию.
Т.е. дисграфия — это трудности овладения графикой, где встречаются стойкие ошибки, которые не связаны с освоением орфографических правил.
Дизорфография - трудности овладения орфографией, т.е. правописанием.
Дисграфию мы можем увидеть у учеников второго класса, а дизорфографию у учеников 3 класса, т.к. в этом периоде правила встречаются чаще.
Для того, чтобы диагностировать дисграфию важно учесть следующие критерии:
- много ошибок;
- много ошибок продолжительное время.
При этом у ребенка сохранный интеллект, отсутствуют анализаторные нарушения, посещение школы является регулярным, школьное обучение адекватно и соответствует возрасту.
На диагностике при дисграфии мы увидим:
- пропуск букв;
- перестановки;
- повторы;
- смешения букв;
- отсутствие точки и заглавной буквы;
- слитное написание слов.
На диагностике при дизорфографии мы увидим ошибки на правила:
- корневых орфограмм;
- правописания приставок и суффиксов;
- безударных окончаний;
- словарных слов.
Пропуски слогов, букв встречаются очень часто. В основе этого могут лежать речевые нарушения, т.е. ребенок имеет трудности переработки слухоречевой информации, трудности звукового анализа, он не может определить количество звуков в слове. Возможны сложности со слухоречевой памятью, т.е. он все определил, но не может это передать.
Дисграфия: диагностика и коррекция
Лекция
Дисграфия — это стойкое нарушение письма, которое не связано с интеллектом.
Стоит отметить, что когда мы говорим про трудности письма, подразумеваем не только дисграфию, но и дизорфографию.
Т.е. дисграфия — это трудности овладения графикой, где встречаются стойкие ошибки, которые не связаны с освоением орфографических правил.
Дизорфография - трудности овладения орфографией, т.е. правописанием.
Дисграфию мы можем увидеть у учеников второго класса, а дизорфографию у учеников 3 класса, т.к. в этом периоде правила встречаются чаще.
Для того, чтобы диагностировать дисграфию важно учесть следующие критерии:
много ошибок;
много ошибок продолжительное время.
При этом у ребенка сохранный интеллект, отсутствуют анализаторные нарушения, посещение школы является регулярным, школьное обучение адекватно и соответствует возрасту.
На диагностике при дисграфии мы увидим:
пропуск букв;
перестановки;
повторы;
смешения букв;
отсутствие точки и заглавной буквы;
с
литное написание слов.
На диагностике при дизорфографии мы увидим ошибки на правила:
корневых орфограмм;
правописания приставок и суффиксов;
безударных окончаний;
словарных слов.
Пропуски слогов, букв встречаются очень часто. В основе этого могут лежать речевые нарушения, т.е. ребенок имеет трудности переработки слухоречевой информации, трудности звукового анализа, он не может определить количество звуков в слове. Возможны сложности со слухоречевой памятью, т.е. он все определил, но не может это передать.
Также на пропуски букв и слогов влияют особенности внимания, регуляторные трудности. Например: начал писать, отвлекся, продолжил, но не с того места, на котором остановился, а с другого.
Моторные трудности, а именно проблемы организации серии движений. Написание слов — это длинная моторная программа, нужно переключаться от одного слова к другому. Если имеются трудности серийной организации движений, на языке нейропсихологии - это кинетический праксис, как в этом случае ребенок себя проявит? Будет упрощать программу, соответственно пропустит слова или слоги, т.е. элементы письма.
Смешение графически сходных букв. Смешение всех букв, которые состоят из похожих элементов и имеют общую точку старта. В литературе вы можете встретить кинетически сходных букв, это про одно и тоже. Например, у-и, г-р, б.-д, т.е. ребенок напишет «людит», вместо «любит» и т.д. Ребенок пишет первый элемент далее не может дифференцировать тонкие движения руки и либо ошибочно пишет лишние или недостающие элементы, либо выбирает неверно последующий элемент. При дисграфических ошибках мы будем работать над дифференциацией букв, а при орфографических, над правилами. Орфографические, например, правило жи-ши, где ребенок пишет «жыр», «камышы» и т.д.
Смешение графически сходных букв могут возникать из-за:
оптических трудностей;
нарушения внимания;
моторных трудностей.
Акустические смешения парных согласных.
Например, при написании предлога «под» мы четко слышит «д», ребенок напишет:
При орфографических ошибках следующее:
Смешение свистящих шипящих: при дисграфических ошибках: «жабор» вместо «забор», при дизорфографических «щастье» вместо «счастье».
При дисграфических различаем звуки и в коррекции делаем упор на это, при орфографических заучиваем словарные слова.
Смешение ц-ч, ц-т, ц-с, ч-щ, ч-ть, например при дисграфии «пищу» вместо «пишу».
Пример орфографических ошибок «синитца», «одеваеца» и т.д.
Смешение гласных о-у, ё-ю, например, «топлый» вместо «тёплый». В этом случае слово под ударением, также работаем над дифференциацией звуков.
Орфографические ошибки случаются в слабой безударной позиции, здесь необходимо заучивание слов с о-у, ё-ю, например, «голобь» вместо «голубь».
Далее разберем механизмы акустических смешений:
нарушение фонематического восприятия, это может подтвердить нейропсихологическая и логопедическая диагностика. Но для начала необходимо проверить физический слух, нет ли каких-либо особен
ностей или нарушений.
Также необходимо исключить билингвизм, он может быть виной акустических ошибок, часто происходят так называемые «ослышки».
Нарушение обозначения мягкости согласных. Например, «плушка» вместо «плюшка», это при дисграфических ошибках, необходимо закреплять обозначение мягкости согласных. При орфографических ошибках мы увидим, например, «сьнести» вместо «снести», в этом случае необходимо заучивать слова с СН, СТ, о-ё после шипящих, ь - как грамматический показатель.
Такие ошибки чаще всего регуляторные, т.е. ребенку не хватило времени, чтобы освоить программу.
Перестановки букв, повторы букв, вставки.
Чаще это дисграфические ошибки и необходимо проводить развитие звукового анализа, произвольной регуляции. Пример таких ошибок: «пололоса» вместо «полоса», «тава» вместо «вата».
При орфографических ошибках также необходимо заучивать словарные слова и правила, как и в остальных случаях. Например, «будующее».
Повторы, перестановки, а также вставки букв могут случатся из-за:
нарушений речевых функций, например, особенности звукового анализа;
нарушений внимания, регуляторные трудности;
моторных трудностей, двигательные, трудности переключения.
Зеркальные ошибки письма
При таких ошибках в коррекции мы закрепляем образ буквы.
Как правило, в основе лежат нарушения зрительно-пространственных функций.
Нарушения обозначения границ предложения и слова
В коррекции мы сделаем акцент на обозначение границ предложений и слов.
В основе этого процесса может лежать нарушение речевых функций, а также нарушение внимания, т.е. регуляторные функции.
Если проанализировать выше предложенные ошибки, которые встречаются при дисграфиях, можно сделать вывод, что нет единственного механизма, который приводит к данному нарушению. Как правило, это комплекс механизмов.
В наглядных материалах у Вас будет предложена подробная таблица структурных компонентов письма.
Далее приведен список проб нейропсихологической диагностики письма.
Энергетический блок головного мозга. Оценку его состояния смотрим на протяжении всего обследования, отмечаем колебания внимания, истощаемость, микро и макрографию.
Блок приема, переработки и хранения информации: кинестетический праксис, обработка слуховой информации, обработка зрительной информации, обработка зрительно-пространственной информации.
Блок программирования, регуляции и контроля: серийная организация движений, программирование и контроль произвольных действий.
Литература:
Безруких
М. Обучение письму.
Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников / 3. Бекшиева. — Ростов н/Д
:
Феникс, 2009. — 318 с.
Безруких
М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб
.
п
особие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. С
онькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416
с
.
М.М. Безруких. Дошкольник. Мифы и реалии.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.
—М
.: Просвещение, 1991.— 224 с: ил.— ISBN
5-09-001272-5.
Безруких
М.М. Функциональное развитие мозга, познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте.
Ишанкова О.Б.
Развитие и кор. графо-моторных навыков у дет
ей 5-7л в
ч
.2
.
Р. Е. Левина. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.
Мазанова Б.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. – М.: Изд-во ГНОМ. 2006г.
Мазанова Е.В. Коррекци
я
оптической
дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88
с
.
Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления
:
пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогиче
ских специальностей/И.Н. Садовникова. — М.: ПАРАДИГМА, 2011
И.Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи.