Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Доклад. . Высокий уровень развития педагогической культуры воспитателя общежития обеспечивает эффективность воспитательного процесса в общежитии и создания культурной среды. . Работа №264288

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Многие наши обучающиеся проживают в общежитии. Воспитание в общежитии - это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия на различных уровнях, в том числе с классными руководителями, советами самоуправления. Общая задача - находить новые формы организации досуга учащейся молодежи, которые бы удовлетворяли запросы современного студента. И как важно, чтобы рядом находился воспитатель, обладающий общей и педагогической культурой.
 

 Высокий уровень развития педагогической культуры воспитателя общежития обеспечивает эффективность воспитательного процесса в общежитии и создания культурной среды.

Работа:

Духовно нравственное воспитание

обучающихся, проживающих в общежитии

как средство успешной социализации.

 

Воспитание в общежитии - это сложный и многогранный процесс, требующий тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия на различных уровнях, в том числе с классными руководителями, советами самоуправления. Общая задача - находить новые формы организации досуга учащейся молодежи, которые бы удовлетворяли запросы современного студента. И как важно, чтобы рядом находился воспитатель, обладающий общей и педагогической культурой. В пространстве отношений «Воспитатель» и «студент» именно общая культура воспитателя общежития является основой и условием формирования общечеловеческой культуры студентов. Высокий уровень развития педагогической культуры воспитателя общежития обеспечивает эффективность воспитательного процесса в общежитии и создания культурной среды.

Общежитие – это новый дом для обучающихся, которые приехали учиться в профессиональную образовательную организацию из отдалённых сел районов. Здесь же проживают и обучающиеся из категории сирот и дети оставшиеся без попечения родителей. Всем вместе им необходимо адаптироваться как к новым условиям проживания, так и друг к другу, что бывает крайне сложно.

Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирование мировоззрения, совершенствование нравственного и эстетического воспитания обучающихся.

Наш техникум – это, как маленькая семья, со своими семейными традициями. Там знают и любят каждого обучающегося. Главная задача воспитателей общежития социализировать и адаптировать первокурсников к новым для них условиям.

Приехавшие в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие. Необходимо учитывать то, что отрыв обучающихся от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность.

Одним из важных направлений процесса социализации является духовно-нравственное воспитание.

Целью данной деятельности является формирование личности обучающегося, которому присущи гуманистическая ориентированность и высокая гражданственность, направленность на профессиональный успех и творческая устремлённость, интеллигентность, социальная активность и коммуникабельность, приверженность духовно – нравственным и патриотическим традициям. Другими словами, работая с молодёжью проживающей в общежитии необходимо создание условий для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому обучающемуся проживающему в общежитии. Нравственный воспитатель, через уклад жизни в общежитии вводит подростка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность молодому человеку или девушке предлагается самому, через собственную деятельность. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное- совесть, нравственное осознание.

Явление нравственного составляет главную задачу воспитания в общежитии. Основополагающим любого воспитательного мероприятия в общежитии Льговского филиала «КМТ» является упор на нравственное начало.

Воспитатели общежития в системе наблюдают за ростом обучающихся. Ведь очень важно именно на ранних этапах выявить отклонения от нравственных норм.

Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности. Обеспечение прав детей и молодежи на полноценное личностное развитие является одной из главных задач работы воспитателей с обучающимися. Решая эту задачу, педагогический коллектив общежития создает условия для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности.

При организации воспитательного процесса в общежитии выделяют следующие направления:

1. Изучение обучающихся. Не зная индивидуальных особенностей учащихся, проживающих в общежитии, невозможно добиться положительных результатов в воспитательной работе. Этот процесс охватывает весь период проживания обучающихся в общежитии.

2. Планирование работы. Программа педагогических действий, позволяет определить пути совершенствования системы воспитания.

3. Воспитание в коллективе. Организуя коллектив, создаются условия для успешного решения педагогических задач воздействием общественного мнения.

4. Воспитание сознательной дисциплины. С первых дней устанавливается твердый режим и четкий внутренний распорядок проживания, которые неукоснительно должны выполняться обучающимися.

5. Организация деятельности. Работа с коллективом обучающихся – важнейший участок работы воспитателя в общежитии.

6. Создание морального климата в коллективе. Доброжелательная атмосфера в коллективе создает благоприятную почву для реализации способностей и возможностей личности.

Важным условием формирования социальной зрелости личности является продуманная и согласованная система воспитательной работы, которую планирует и организует воспитатель общежития. Связывая свою судьбу с профессиональным образованиям, попадая в городские условия юноши и девушки часто попадают под чужое негативное влияние. Слепое доверие и юношеский максимализм привлекают такую молодежь в асоциальные группы. И очень не многие могут противостоять этому влиянию. Необходимы такие методы и формы воспитательной работы, которые помогли бы нашим обучающимся реализовать свои способности на благо себе и другим.

Период взросления у некоторых подростков проявляется в изменениях поведенческого типа; грубость со взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в среде общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим. Именно в этот период проявляется склонность к самоутверждению через совершение негативных поступков.

Проблема совершения правонарушений подростками одна из самых наболевших, значительных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели общежития. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных действиях. На первом этапе работы с подростками по профилактике правонарушений, я применяю психологическую диагностику, способствующую выявлению причин асоциального поведения обучающихся, воспитательные возможности педагогов общежития, семьи, положительные качества, на которые следует опираться в работе с подростком.

После сбора и анализа данных необходимо изучение причин асоциального поведения. здесь провожу диагностическое исследование по следующей схеме:

ч

то искажено в духовном мире подростка и под

влиянием

каких причин;

к

акие неблагоприятные условия существуют на данный момент;

с

какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам подросток, а какие следует устранить с помощью семьи, воспитательной системы.

б

ыли ли допущены педагогические ошибки и как их

исправить

.

Воспитателями общежития разработаны программы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, патриотическому направлениям и формированию здорового образа жизни: «Программа по профилактике наркомании, алкоголизма, и табакокурения»; «Жизнь прекрасно! Не рискуй напрасно!»

Еще одним важным составляющем в профилактике правонарушений является самоуправление в общежитии. Совет общежития – это орган самоуправления коллектива учащихся, в состав которого входят представители каждой группы, проживающей в общежитии.

Самоуправление в общежитии – это уникальная возможность юношей и девушек учиться самостоятельно управлять процессом жизнедеятельности, своими эмоциями. Как показывают диагностические исследования и личные наблюдения обучающиеся, совершающие преступления это в основном лидеры, которые не знают как правильно реализовать свои способности. Неумение педагога направить данные качества в нужном направлении, неумение прислушаться к проблеме ребят, приводит к пагубным последствиям.

Считаю правильным включать таких обучающихся в процесс самоуправления, для правильной реализации своих лидерских качеств.

На сегодняшний день студенческое самоуправление в общежитии сконцентрировано на решение трех задач:

с

тать условием реализации творческой активности и самодеятельности, в познавательном, культурном отношении

;

с

тать реальной формой ученической демократии, с соответствующими правами, возможностями и ответственностью

;

с

тать средс

твом социально- правовой защиты;

Важным критерием развития нравственности является самооценка собственных успехов: устойчивой жизненной позиции, степень развития социальных контактов обучающихся друг с другом.

Для более эффективной работы в данном направлении и необходимо использовать мониторинг роста лидерского потенциала членов ученического самоуправления

Ежедневно работая с обучающимися сфере самоуправления отслеживаю рост лидерского потенциала и затем правильно регулирую распределение зон ответственности. Причем роли могут меняться в зависимости от пожеланий. Таким образом, каждый обучающийся может попробовать себя за учебный год в разных качествах, что дает им возможность самоопределиться в жизни.

Для того, чтобы процесс жизнедеятельности в общежитии был разнообразным и интересным, чтобы обучающиеся могли оказывать помощь в организации и проведении интересных дел привлекаю к планированию самих обучающихся. Мероприятия разработанные самими обучающимися, интересны им и проходят более эффективно. Подростки учатся словесно выражать свои эмоции, отстаивать свою точку зрения, учатся не только говорить, но и что не маловажно слушать оппонента.

Возвращаясь к основной цели воспитательной работы по профилактике правонарушений можно заметить, что молодежь отдаляется от нас потому, что мы не умеем слушать и слышать их проблемы, а в тех асоциальных группах, куда они идут их, как им кажется, слышат. Поэтому данная методика обучения это один из шагов успеха.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самоуправление в общежитии – это самостоятельный субъект в управлении собственными делами. В современном понимании – это менеджмент. Это не вседозволенность, а управление своими делами, которые входят в компетенцию обучающихся.

Юношеский возраст – это сам по себе возраст риска, эмоциональной неустойчивости. А если это состояние вызвано такими психотравмирующими фактами как утрата родителей, хронические семейные конфликты, совершение отцом или матерью преступления, повлекшие лишение свободы? Обстановка детства и наличие психотравмирующих эпизодов обуславливает значительно более высокую степень невротизации, агрессии. Данная категория обучающихся наиболее часто проявляют вербальную и невербальную агрессию. В силу несформированности ценности жизни, агрессия и правонарушения кажутся им наиболее простым способом самоутвердиться.

Задача воспитателя показать наиболее безопасные и полезные способы самореализации, такие как вовлечение в органы самоуправления, вовлечение в различные виды деятельности. Подготовка и участие в интеллектуальных викторинах по предметам и историческим датам, правовых викторинах и диспутах. Участие в трудовых делах, санитарных днях.

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Именно поэтому вопросу воспитательной работы в техникуме уделяется большое значение.

Таким образом, используя разнообразные приемы и подходы в работе с обучающимися, проживающими в общежитии Льговского филиала «КМТ», по профилактике преступлений и правонарушений педагогический коллектив общежития добивается ежегодного снижения уровня преступлений и правонарушений среди обучающихся, проживающих в общежитии. Успех так же зависит и от личности самого педагога и его профессионализма.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×