Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Доклад «Инновационные технологии в воспитании детей дошкольного возраста" . Работа №300673

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность выбранного нами направления работы можно объяснить тем, что социально-нравственное воспитание важный аспект в развитии современного ребенка, а благодаря коллективному творческому делу этот процесс станет не только полезным, но еще и увлекательным

В ходе работы, нами была выдвинута следующая гипотеза:Если использовать методику коллективного творческого дела в работе с дошкольниками, то они научатся взаимодействовать с окружающими, учитывая их интересы и чувства, тем самым решая и исправляя проблему социально-нравственного воспитания.

Работа:
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №43 - детский сад Колосок
Городская научно-практическая конференция
Актуализация проблем современного образования: воспитание человека средствами дошкольного, общего и дополнительного образования
Направление Управление воспитательным процессом в образовательном учреждении
Тема Коллективные творческие дела в детском саду, как технология социально-нравственного воспитания
Авторы: Гаан Зухра Разимовна,
воспитатель старших групп,
высшая квалификационная категория;
Демченко Елена Генадьевна,
воспитатель старшей группы,
высшая квалификационная категория;
Василенко Наталья Васильевна,
воспитатель старшей группы,
высшая квалификационная категория;
Заренок Тамара Александровна,
педагог-психолог,
высшая квалификационная категория.
г.Славгород
2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………….... 3
Глава 1: Теоретическая часть…………………………………………..…. 5
Историческая справка …………………………………………….... 5
Понятие коллективного творческого дела ………………………... 6
Структура, виды и особенности коллективных творческих дел ... 7
Глава 2: Практическая часть………………………………………………. 9
2.1. Исследование по теме работы ……………………………………….. 9
2.2. Планирование и проведение коллективных творческих дел ……... 11
2.3. Итоговое исследование по теме работы…………………………..… 12
Заключение ……………………………………………………………..…. 13
Список использованных источников и литературы ……………………. 14
Приложение 1 …………………………………………………………..…. 16
Приложение 2 ……………………………………………………………... 17
ВВЕДЕНИЕ
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание
всему будущему нравственному человеку.Н. Шелгунов
В настоящее, быстроменяющееся время вырастить и правильно воспитать ребенка – процесс непростой и очень трудоемкий. Педагог современного образования в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад. Например, мы, работая с детьми старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, при взаимодействии и общении друг с другом, а также с родителями, выделили основные проблемы:
Общение родителей и детей сейчас стало критично малым.
Значимой тенденцией современного общества стало то, что взрослые стали больше работать, соответственно больше уставать. Поэтому, когда они приходят домой – им хочется отдохнуть, а ребенок, которому необходимо поделиться с родителями событиями и эмоциями, которыми он наполнился за день, чаще всего становится им в тягость. Многие родители не вникают, чем живут их дети, а наличие гаджетов, способных увлечь и обучить ребенка, сокращают общение ребенка с родителями до минимума. Помимо этого, плохо развита связная речь, ребенок просто утрачивает потребность в общение как со взрослыми, так и со сверстниками, не умеет договариваться и сотрудничать, так как компьютерные игры не учат этим качествам.
Социально-нравственные ориентиры современного общества утрачивают свою значимость.
К сожалению, все чаще можно услышать из уст ребенка грубые, неуважительные и обидные слова в адрес окружающих и взрослых в том числе. Наблюдается равнодушие к чувствам окружающих людей. Можно предположить, что это является следствием того, что современное общество столкнулось с проблемой циничности, бездуховности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения.
Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования.
Средства массовой информации выполняют несколько функций: информативная, развлекательная, воспитывающая и просветительская. Но не все передачи, фильмы и мультфильмы одинаково положительно влияют на развитие ребенка. Дети, которые часто участвуют в просмотре сцен насилия и агрессии – переносят эту жестокость на общение с окружающими. СМИ, конечно, невозможно исключить из жизни ребенка, да и не стоит, но вот фильтровать поток информации необходимо.
Проанализировав все вышеперечисленные проблемы, мы объединили их в одну большую – проблему социально-нравственного воспитания, над которой и начала работу наша творческая группа.
При выборе воспитательной технологии, которая может помочь проработать и решить нашу проблему, мы искали ту, которая бы сочетала в себе:
Коллективную работу (совместная деятельность взрослых и детей) – это то, чего так не хватает современному ребенку и что так необходимо для его развития;
Практическое дело (занятия, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни) – организуя при этом определенный образ жизнедеятельности коллектива, включая отношения, общение и самодеятельные способы организации всех начинаний;
Творчество (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной деятельности детей и взрослых) – это наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности, в процессе которого развиваются ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувства (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) – все те качества, которые необходимы любому члену современного общества.
Наш выбор остановился на технологии, заслуживающей внимание как в советские годы, так и в сегодняшние дни – это технология коллективного творческого воспитания или как ее еще называют педагогика общей заботы, методика коллективных творческих дел.
Актуальность выбранного нами направления работы можно объяснить тем, что социально-нравственное воспитание важный аспект в развитии современного ребенка, а благодаря коллективному творческому делу этот процесс станет не только полезным, но еще и увлекательным.
Цель данной работы: показать на практическом примере положительное влияние коллективного творческого дела на социально-нравственное воспитание современных дошкольников.
Задачи:
- изучить литературу по теме работы;
- провести исследования по теме работы;
- внедрить в воспитательно-образовательный процесс методику коллективного творческого дела;
- создать условия, мотивирующие реализацию творческих способностей;
- формировать образ жизни коллектива с использованием элементов технологии коллективного творческого дела;
- воспитывать чувства патриотизма, активной гражданской позиции;
- воспитывать у воспитанников потребности здорового образа жизни.
В ходе работы, нами была выдвинута следующая гипотеза:
Если использовать методику коллективного творческого дела в работе с дошкольниками, то они научатся взаимодействовать с окружающими, учитывая их интересы и чувства, тем самым решая и исправляя проблему социально-нравственного воспитания.
Практическая значимость работы состоит в том, что наш опыт может быть использован нашими коллегами в своей трудовой деятельности.
Работа нашей творческой группы была спланирована по следующим этапам:
Подготовительный (просветительский) – август 2020г.
Диагностический – сентябрь 2020г.
Содержательный (практический) – октябрь 2020г. – февраль 2021г.
Итоговый (рефлексивный) – март 2021г.
Предварительная работа:
Подбор методической литературы;
Подбор диагностического инструментария;
Разработка плана работы;
Подбор наглядно-демонстрационного материала и музыкального сопровождения.
Во время планирования работы группы все обязанности были равноправно разделены между всеми участниками:
Диагностика и рефлексия – педагог-психолог Т.А. Заренок;
Художественные и трудовые КТД – воспитатель З.Р. Гаан;
Познавательные и спортивные КТД – воспитатель Н.А. Воложанкина;
Общественно-патриотические и организаторские КТД – воспитатель Н.В.Василенко.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В настоящее время в педагогической науке и практике идет процесс поиска методов, методик, технологий и форм работы с дошкольниками, которые позволили бы наиболее эффективно решать задачи современного дошкольного образования. При этом исследуются не только новые разработки, но и пересматриваются отношения к технологиям и методикам советского периода развития педагогики.
Одной из таких технологий является технология коллективных творческих дел (в педагогике используется аббревиатура КТД), разработанная и апробированная И.П.Ивановым еще в 60 годы XX столетия. И.П.Иванов (годы жизни 1923-1992) – доктор педагогических наук, академик АПН СССР, педагог-новатор, поклонник наследия С.Т.Шацкого и А.С.Макаренко.
Прежде всего, многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено, в котором, выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и свободного воспитания. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.
Игорь Петрович Иванов продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят, как о педагогике сотрудничества, называют ее коллективное творческое воспитание, воспитание по Иванову.
Понятие Коллективное творческое дело было введено в обиход И.П.Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
В основе лежат три основные идеи:
коллективное (совместная работа взрослых и детей);
творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых);
дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
КТД – форма работы, которая направлена на:
развитие творческих способностей;
развитие интеллектуальных способностей;
реализацию коммуникационных потребностей;
обучение правилам и формам совместной работы.
В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. Энциклопедия коллективных творческих дел известна широким кругам педагогической общественности.
В конце ХХ – начале ХIХ вв. многие ученики и последователи И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор социологических наук; Е.В.Титова, доктор педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор, академик и другие) продолжили и продолжают внедрять его идеи в жизнь, чаще всего в условиях школьных коллективов.
Но данная технология представляет интерес и для педагогов и воспитанников детских садов, так как построена на игре, игровых атрибутах и символах и позволяет решать образовательные и воспитательные задачи во всех видах детской деятельности, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). А именно: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, музыкальной и двигательной. А также коллективное творческое дело создает условия для развития у детей элементов соподчинения, взаимного контроля, чувства ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе.
1.2. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА
Коллективное творческое дело – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги и родители выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности:
познавательно-мировоззренческой (знания, взгляды, убеждения, идеалы);
эмоционально-волевой (чувства, стремления, интересы, потребности);
действенной (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Педагог не может сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или нет) стать таким или иным.
Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята-участники. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, заботливый педагог знает, что делать, в чем и как помочь, и как преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе.
Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
1.3. СТРУКТУРА, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
Особенность коллективных творческих дел заключается в особом способе организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающем их совместную деятельность. Технология предусматривает шесть стадий, реализуемых поочередно. А именно:
1 стадия: предварительная работа (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия, беседы, экскурсии и т.д., готовятся к коллективному планированию – воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела);
2 стадия: коллективное планирование (каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение коллектива. Принимается коллективное решение);
3 стадия: коллективная подготовка дела (разрабатывают план с указанием конкретных исполнителей и сроков. Проект уточняется в коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла);
4 стадия: проведение КТД (это итог работы, проделанной при подготовке. При подготовке и проведение КТД принимают участие и родители воспитанников: подготовка костюмов, наглядности, атрибутов, выпуск газет и другое);
5 стадия: коллективное подведение итогов (анализ КТД – сбор, анкетирование, стенгазеты, и т.д. Является обязательной составной частью);
6 стадия: ближайшее последствие (общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия, в процессе которого педагог организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела).
Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с негатива, а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем. Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.
Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами.
Любой этап КТД – это творчество ребенка, которое необходимо заметить.
Чтобы обеспечить реализацию воспитательных и образовательных возможностей КТД в обязательном порядке соблюдаются определенные условия:
Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу.
Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.
В-третьих, обязательно учитывается опыт воспитанников, полученный в образовательном процессе.
Однако не всякая коллективная деятельность в детском саду является коллективным творческим делом. Отличительными признаками КТД являются: совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела; его социальный характер (для кого это нужно?); высокая мотивация создателей.
Коллективное дело не может быть спущено сверху, даже предложено воспитателем. Его следует найти, обратив свое внимание к событиям и фактам реальной жизни, к поиску единомышленников и тех, кто нуждается в помощи. Этот прием у И. П.Иванова называется разведка дел и друзей.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый веер (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
По содержанию и направленности коллективные творческие дела можно подразделить на следующие виды:
Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).
Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании. Такие КТД обладают богатейшими возможностями для развития у детей таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
Художественные КТД. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
Спортивные КТД. Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
Общественно-патриотические КТД. Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, детскому саду, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной – организаторской деятельности (газета – молния, день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений).
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
ГЛАВА 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ РАБОТЫ
Работу с детьми мы начали в старшей группе. Из наблюдений за воспитанниками в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, при взаимодействии и общении друг с другом, а также с родителями, бесед с детьми мы заметили некоторые особенности:
- многие дети не произносили большую часть звуков, при рассматривании объекта или предмета говорили одним словом, не строили рассказы из простых связных предложений, неохотно поддерживали беседу со сверстниками, ограничиваясь отдельными фразами;
- проявление неуважительного отношения к сверстникам и взрослым, в том числе к родителям, бабушкам и дедушкам (грубые и обидные слова, ругательства), а также равнодушие к эмоциональному состоянию окружающих;
- подражание отрицательным героям мультфильмов и фильмов, тем самым проявляя агрессию и жестокость к сверстникам.
В подтверждение своих наблюдений нами был проведен ряд исследовательских работ. Таких как:
Диагностика развития связной речи.
Критерии для оценивания:
умение пересказывать знакомые произведения;
умение составлять описательные рассказы на наглядной основе;
умение составлять рассказы из личного опыта;
участие в играх и инсценировках по литературным произведениям.
Анкетирование родителей.
Темы анкетирования:
Нравственное воспитание дошкольника;
О способах воспитания;
Как мы общаемся с ребенком;
Общение со сверстниками;
Влияние СМИ на развитие детей.
Опрос воспитанников.
Темы бесед и методик:
Выявление представлений дошкольников о семье;
Методика Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок;
Мой любимый мультфильм, фильм, игра;
Мой любимый герой.
Результаты исследований показали:
Изучив результаты диагностики развития связной речи, мы получи неутешительные данные. Из 40 воспитанников, лишь 12 детей (30%) владеют навыками связной речи. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы выявили, что значительная часть детей испытывает затруднения в построении рассказа, его логической последовательности и языковом оформлении высказываний.
Обобщив полученные данные о семейном воспитании от родителей и воспитанников получилось, что у большинства родителей (65%) не хватает проводить с детьми желаемого времени (из-за загруженности на работе и дома), а часть из них (10%) не считают это проблемой.
При этом, во время своей загруженности, большинство опрошенных считают самым часто использованным и наиболее удачным средством отвлечения детей – всевозможные домашние гаджеты и телевизор.
Относительно социально-нравственного воспитания детей, родители разделились на две равные части, одни считают, что основную ответственность за социально-нравственное воспитание детей несет детский сад, а другая половина, что родители.
При этом некоторые родители (15%) открыто заявляют, что дома (от разных членов семьи) имеется тенденция некорректно выражать свои эмоции в конфликтных ситуациях.
Во время методики Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок дети недостаточно выразительно, некоторые неправильно изображали чувства и эмоции персонажей. В общем можно сказать, что большинство детей (75%) умеют сочувствовать окружающим, но не до конца понимают какую помощь они могут оказать. Требуется помощь и дополнительное пояснение педагога.
Что касается просмотров СМИ, результаты оказались не однозначными. Многие дети (80%) участвуют в просмотре телевизионных программ и фильмов вместе с родителями (передачи 6+, как минимум), также часть воспитанников (65%) предпочитают смотреть свои любимые мультики (по возможности и с разрешения родителей), либо играть в гаджеты, но при несоблюдении всех критериев готовы смотреть то, что смотрят старшие. При этом любимые герои неоднозначны, как милые принцессы, так и самый злой злодей в королевстве.
Таким образом, исследования подтвердили наши наблюдения. Проблемы, которые мы описали во введении действительно актуальны, а, следовательно, запланированная работа по введению КТД необходима.
2.2.ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
Ребенок, также, как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Основной акцент при работе КТД следует делать на интерес в реализации своих способностей – так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
Получив данные по второму, диагностическому этапу, мы перешли на третий – содержательный.
Здесь мы постарались провести работу используя максимально свои ресурсы, при этом у нас получилось воплотить в жизнь все виды КТД.
Как показала практика, наиболее эффективным использование технологии можно считать при организации таких форм образовательной деятельности как:
Трудовые КТД: Подарокдрузьям, Трудовой сюрприз, Книжная мастерская;
Художественные КТД: иллюстрации к рассказу Четыре желания для малышей; инсценировки песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно-художественные конкурсы, кукольный театр;
Познавательные КТД: Вечер веселых задач, Вечер разгаданных и неразгаданных тайн, экскурсии, проекты Чудо бумага, Эко-игрушка, Береги природу, Умники и умницы, Турнир знатоков;
Спортивные КТД: Веселые старты, Ловкие, смелые, умелые., Спартакиада народных игр, Путешествие в Спортландию!;
Общественно-патриотические КТД: День знаний, День народного единства, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, проект Моя семья, планируется День Победы;
Организаторские КТД: дни рождения воспитанников, тематические конкурсы рисунков и поделок.
Коллективные творческие дела в детском саду требуют от педагогов, родителей и воспитанников определенной подготовки, продуманного плана действий или сценария.
2.3. ИТОГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ РАБОТЫ
При проведении повторного исследования мы отметили, что результаты улучшились, конечно это работа не одного дня, поэтому говорить о глобальных изменениях мы не можем, но положительная динамика наблюдается, и это является главным показателем эффективности, выбранной нами формы работы.
1.Повторные результаты диагностики развития связной речи, увеличились на 10%, что говорит о том, систематическая целенаправленная работа дала положительные результаты.
2.После вовлечения родителей в КТД данные о семейном воспитании тоже немного изменились, у большинства родителей (55%) так и не хватает проводить с детьми желаемого времени (из-за загруженности на работе и дома), но та часть из них, которая не считают это проблемой снизилась (5%).
При этом, во время своей загруженности, большинство опрошенных остаются считать самым часто использованным и наиболее удачным средством отвлечения детей – всевозможные домашние гаджеты и телевизор, но стараются контролировать поток информации.
3. Относительно социально-нравственного воспитания детей, родители изменили свое мнение, тех, кто считают, что основную ответственность за социально-нравственное воспитание детей несет детский сад стало немного меньше (42%), а остальные (58%), что родители.
Количество тех родителей, которые открыто заявляли, что дома (от разных членов семьи) имеется тенденция некорректно выражать свои эмоции в конфликтных ситуациях, не на много, но снизилось – 13%.
Во время методики Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок все больше детей проявляют сочувствие к окружающим, понимают какая помощь им требуется. Пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Правильно понимают эмоциональные состояния, могут распознавать эмоциональные состояния, зафиксированные на картинках. А также помогают товарищам, у которых возникают трудности.
5.Что касается просмотров СМИ, результаты вновь оказались не однозначными. Многие родители, стали пытаться ограничить просмотр телевидения совместно с детьми, но тогда эти дети попадают в категорию тех, кто получает информацию из СМИ без фильтрации. Радует то, что среди опрошенных родителей появилась категория, которая заинтересовалась и начала использовать возрастные фильтры на своих гаджетах. При этом любимые герои так и остались неоднозначны, как милые принцессы, так и злодеи-трансформеры.
Значит есть к чему стремиться!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форм коллективных творческих дел великое множество, сейчас их насчитывают более 5000. Важно помнить о том, что конкретная форма любого КТД – это не готовый сценарий, а лишь игровая форма, которая каждый раз наполняется новым творческим содержанием.
КТД ценно тем, что в нем каждому находится дело, поручение, творческая роль или задание, а также легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми, и развивается эмоциональная сфера дошкольников.
Используя в своей работе все виды КТД, мы заметили, что дети научились согласовывать свои действия, мнения, быть внимательными к чувствам и эмоциям других людей, планировать свои действия, определять их последовательность, при этом речь воспитанников стала более связная и богатая.
Цели и задачи, поставленные в начале работы считаем выполненными, гипотеза доказана, но также можно отметить, что данный вид работы не должен являться кратковременным, особенно при желании достичь максимальных результатов.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, так как считаем ее актуальной в современном образовании. Групповая деятельность воспитанников – это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни.
КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения.
По итогам нашей работы можно выделить следующие условия педагогического успеха:
1. Общая забота. Педагогу необходимо учиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
2. Единство уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.
3. Единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
4. Единый коллектив. Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
5. Творчество, а не шаблон. Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. – 2011. – 259с. Дубенский Ю. П. Курс лекций по педагогике.
2.Сидоров С.В., Организация коллективных творческих дел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://si-sv.com/publ/ktd/4-1-0-22, свободный.
3.Голованова Н.Ф., Общая педагогика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studentam.net/content/view/1658/127/, свободный.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России – М.: Просвещение, 2010.
5.Детство: примерная образовательная программы дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014. – 321 с.
6.Дехтярева И.Н., Технология КТД И.П.Иванова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/user/572072/page/tehnologiya-ktd-i-p-ivanova-kollektivnye-tvorcheskie-dela, свободный.
7.Комарова Т.С., Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учеб. пособие для СПО / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М.: Юрайт, 2016. – 108 с.
8.Короткова Н.А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: ЛАНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
9.Поляков С.Д., Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. – М.: Национальный книжный центр, ИФ Сентябрь, 2016. – 176 с.
10. https://ru.wikipedia.org/
Коломийченко Л. В., Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Трудовые КТД:
Художественные КТД:
Познавательные КТД:
Спортивные КТД:
Общественно-патриотические КТД:
Организаторские КТД:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты исследований на диагностическом и итоговом этапах
13
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×