Подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент такой подготовки. Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. К сожалению, многие первоклассники испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма, вследствие чего, у них возникает отрицательное отношение к учебе. Поэтому при подготовке малыша к школе необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приемами работы с бумагой.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Помимо работы с бумагой в программу включены занятия по работе с пластилином и соленым тестом.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 Пушкинского района Санкт-Петербурга
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мастерилка»
Возраст детей – 4-5
Срок реализации – 1 год
Составители:
Дорошкевич Елена Леопольдовна,
педагог дополнительного
образования
Содержание
Пояснительная записка
3
Учебный план
6
Содержание программы
8
Методическое обеспечение; требования к образовательным результатам
16
Литература
17
Приложения к программе
18
Пояснительная записка
Подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие мелкой моторики и координации движений руки – важный момент такой подготовки. Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. К сожалению, многие первоклассники испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма, вследствие чего, у них возникает отрицательное отношение к учебе. Поэтому при подготовке малыша к школе необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение приемами работы с бумагой.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Помимо работы с бумагой в программу включены занятия по работе с пластилином и соленым тестом.
Цель программы - Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение, навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные геометрические фигуры, соблюдать технику безопасности.
- научить работать с бумагой, соленым тестом и пластилином;
- научить выполнять различные изделия по предложенной технике;
Развивающие:
- Развивать интерес и любовь к художественному творчеству детей дошкольного возраста через совершенствование коммуникативного общения развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; познание окружающего мира.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Классификация программы «Мастерилка»:
по форме реализации: комплексная.
по типу:
общеразвивающая.
по направленности: художественная.
по форме организации деятельности обучающихся: групповая.
по возрасту: разновозрастная, для детей 4-
5
лет.
по срокам реализации: 1 год
.
Возрастные особенности детей, формы и режим занятий.
Возраст 4-5 лет – это возраст духовного становления ребёнка. Именно в этом возрасте дети легко воспринимают, и их память долго хранит те знания, которые они получили из окружающего мира. время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточно на сегодня оценённых средств развития личности ребёнка.
Программой предусмотрены следующие формы занятий:
игровые занятия;
творческие занятия;
занятия-просмотры.
Выполнение программы «Мастерилка» рассчитано на 1 год обучения. Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (или законных представителей) ребенка. В группу зачисляются дети дошкольного возраста 4-5лет.
Специальная подготовка для зачисления обучающихся в группу не требуется, зачисляются дети с различным уровнем подготовки, без определенных навыков и знаний.
Занятия проводятся по группам:
Год обучения
Количество человек
Возраст детей
1
10 – 12 человек
4-5 лет
Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями СанПиНа и с учетом возраста обучающихся. В период между занятиями проводится 10-ти минутный перерыв. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Занятия кружка «Мастерилка» проводятся на базе ГБДОУ№40 Пушкинского района Санкт –Петербурга
Методы обучения:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Практический.
- Наглядный.
Формы обучения:
- игры, загадки, беседы;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Ожидаемый результат работы кружка:
По окончании программы обучающийся
знает:
- что такое соленое тесто, аппликация и пластилинография;
- технику безопасности с колющими и режущими предметами;
- правила поведения на занятиях;
умеет:
- рационально использовать цветную бумагу, правильно находить место на листе - - для выполнения работы;
- пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации;
- умение выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого
- лепить различные предметы из 1-3 частей;
- наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;
Учебный план I год обучения
№ занятия
Тема занятия
Материалы и техники
Кол-во часов
Теория
Практика
Виды контроля
1
Стаканчик
оригами
1
0,5
0,5
Входящий контроль
2
Веточка рябины
пластилинография
1
0,5
0,5
3
Пчелка
Соленое тесто
1
0,5
0,5
4
Цветы
квилинг
1
0,5
0,5
5
Грибы в корзинке
Пластилинография
1
0,5
0,5
6
Совушка-сова
Оригами
1
1
7
Лисенок
Соленое тесто
1
1
8
Ваза с фруктами
аппликация
1
0,5
0,5
9
Новогодняя игрушка
оригами
1
0,5
0,5
10
Дед Мороз
аппликация
1
0,5
0,5
11
Нарядная елочка
пластилинография
1
1
12
Животное-символ нового года
соленое тесто
1
0,5
0,5
13
Зайчишка -длинные ушки
аппликация
1
1
14
Паровозик
Соленое тесто
1
0,5
0,5
15
Котенок
оригами
1
1
16
Зимний пейзаж
Пластилинография
1
1
17
Избушка на курьих ножках
Пластилинография
1
1
18
Валентинка
квилинг
1
1
19
Самолетик
оригами
1
1
20
Верный друг-собачка
Соленое тесто
1
0,5
0,5
21
Цыпленок
Пластилинография
1
0,5
0,5
22
Бабочка
Квиллинг
1
1
23
Открытка к8 марта
Аппликация
1
1
24
Крокодил
Соленое тесто
1
1
25
Чаепитие
пластилинография
1
1
26
Утенок в озере
Соленое тесто
1
0,5
0,5
27
Карандашик-закладка
Оригами
1
1
28
Гусеницы в груше
Аппликация
1
1
29
Заюшкина избушка
Оригами
1
1
30
Медвежонок
Соленое тесто
1
1
31
Гвоздика
аппликация
1
1
32
Подсолнухи
пластилинография
1
1
Итоговый контроль
Всего часов
32
6,5
25,5
Содержание тем I года обучения
Тема 1. Стаканчик.
Теория: знакомство с искусством оригами. Основные правила оригамиста.
Практика: выполнение простейшего изделия в технике оригами- стаканчика.
Тема 2. Веточка рябины.
Теория: вспомнить технику пластилинография, какими материалами она выполняется.
Практика: выполнить веточку рябины в технике пластилинография.
Тема 3. Пчелка.
Теория: насекомые в Республике Коми. Роль пчелы в природе и для человека.
Практика: выполнение фигурки пчелки в технике соленое тесто.
Тема: 4. Цветы.
Теория: первое знакомство с техникой квилинг. Модули квилинга.
Практика: выполнение цветка ромашки в вазе.
Тема 5. Грибы в корзинке.
Теория: осенние дары леса: ягоды, грибы. Съедобные и ядовитые грибы.
Практика: изобразить 2-3 съедобных гриба в плетеной корзинке в технике пластилинография.
Тема 6. Совушка- сова.
Практика: изготовить фигурку совы в технике оригами по заданному образцу.
Тема 7. Лисенок.
Практика: изготовить фигурку лисенка из соленого теста.
Тема 8. Ваза с фруктами.
Теория: осень богата дарами. Какие фрукты приносит нам осень?
Практика: выполнение композиции из 2-3 фруктов в вазе в технике аппликация.
Тема 9. Новогодняя игрушка.
Теория: чем и как украшают елочку к Новому году, краткая история елочных игрушек.
Практика: изготовление новогодней игрушки в технике оригами используя базовую форму «воздушный змей».
Тема 10. Дед Мороз.
Теория: главные новогодние персонажи: Дед Мороз и Снегурочка. Отличие Деда Мороза от Санта Клауса.
Практика: выполнение образа Деда Мороза в технике обрывная аппликация.
Тема 11. Нарядная елочка.
Практика: выполнение главного символа Нового года-елочки в технике пластилинография.
Тема 12. Животное- символ Нового года.
Теория: по восточному календарю каждому новому году соответствует определенное животное.
Практика: лепка из соленого теста животного- символа Нового года.
Тема 13. Зайчишка - длинные ушки.
Практика: по заданному образцу выполнить фигурку зайчика в технике объемная аппликация, используя новый прием выгибание бумаги.
Тема 14. Паровозик.
Теория: виды транспорта: наземный, водный, воздушный. Роль паровоза в жизни человека.
Практика: выполнение фигурки паровоза из соленого теста.
Тема 15. Котенок.
Практика: выполнение фигурки котенка в технике оригами, используя базовую форму треугольник.
Тема 16. Зимний пейзаж.
Практика: выполнение зимнего пейзажа (домик, дерево) в технике пластилинография.
Тема 17. Избушка на курьих ножках.
Практика: выполнение дома Бабы Яги в технике пластилинография.
Тема18. Валентинка.
Теория: история праздника День Святого Валентина. Что такое Валентинка?
Практика: изготовление праздничной Валентинки в технике квиллинг для любимой мамочки.
Тема 19. Самолетик.
Практика: выполнение простейшего самолетика в технике оригами из прямоугольника.
Тема 20. Верный друг- собачка.
Теория: беседа на тему: Животные-друзья человека.
Практика: выполнить фигурку собачки из соленого теста.
Тема 21. Цыпленок.
Теория: беседа на тему «Домашние птицы».
Практика: выполнить композицию в технике пластилинография «Цыпленок на прогулке»
Тема 22. Бабочка.
Практика: украсить бумажную заготовку «бабочка» в технике квиллинг используя следующие элементы: капелька, полумесяц.
Тема 23. Открытка к 8 марта.
Практика: выполнение открытки к 8 марта, украшение готовыми элементами.
Тема 24. Крокодил.
Практика: выполнение фигурки крокодила из соленого теста.
Тема 25. Чаепитие.
Практика: выполнение творческой композиции, состоящей из чайничка и чашки в технике пластилинография.
Тема 26. Утенок в озере.
Теория: водоплавающие птицы России и Республики Коми.
Практика: выполнение фигурки утенка из соленого теста.
Тема 27. Карандашик-закладка.
Практика: выполнение фигурки «карандаш» в технике оригами.
Тема 28. Гусеницы в груше.
Практика: выполнение творческой композиции, используя новый прием складывание бумаги гармошкой!
Тема 29. Заюшкина избушка.
Практика: выполнение фигурок зайца и лисы из сказки Заюшкина избушка в технике оригами.
Тема 30. Медвежонок.
Практика: лепка медвежонка с рыбой в лапах в технике соленое тесто.
Тема31. Гвоздика.
Практика: выполнение цветка гвоздики из крепированной бумаги в технике аппликация.
Тема 32. Подсолнухи.
Практика: выполнение цветка подсолнух в технике объемная пластилинография. Итоговый контроль.
Методическое обеспечение и условия реализации программы
1.Информационные ресурсы:
- методические пособия;
- стенды;
- иллюстрированный наглядный материал.
2. Материально- техническая база:
А) оборудование: просторный кабинет с хорошим освещением, который включает в себя: столы, шкафы для хранения материалов, доска для выполнения эскизов, инструкции по технике безопасности, образцы изделий (свои, обучающихся);
Б) приспособления и инструменты:
ножницы, клей карандаш, кисточки для клея, палитры для клея;
цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага, ватман;
соленое тесто, пластилин;
ватные палочки, ватные диски, бумажные салфетки.
3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования (специальное образование).
ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОГРАММЫ
Этапы педагогического контроля I года обучения
Вид контроля
Цель
Содержание
Форма проведения
Критерии
Входящий
Определить начальный уровень учащихся
Проверить
Элементарные знания о цвете.
практическая работа
-Теоретические знания
- Практические умения и навыки
итоговый
Определить
Уровень достижения творческой активности учащихся к концу учебного года.
Проверить:
основные ЗУН за I год обучения.
Практическая работа
-Теоретические знания
-Практические умения и навыки
Входящий контроль: проводится в начале года с целью выявления уровня подготовленности детей.
Задание: выполнить композицию в технике аппликация на тему «Осенний листопад». Результаты диагностик заносятся в таблицу. По каждому критерию ставится 1 балл.
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года с целю выявления ЗУН полученных в ходе реализации программы.
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Вот и лето».
Диагностическая карта уровня обученности
№ п/п
Ф.И. ребенка
Технические навыки
Проявление самостоятельности
Средний балл
Уровень обученности
н
к
н
к
«н» – начало года; «к» – конец года
Критерии оценки уровня обученности
Критерии
Низкий уровень
0 баллов
Средний уровень
1 балл
Высокий уровень
2 балла
1. Технические навыки
Не владеет элементарным техническими навыками работы с пластилином, соленым тестом, не может приклеить готовые предметы на рабочий лист в аппликации
Владеет техническими навыками работы с пластилином, тестом. С помощью педагога может собрать изделие оригами, аппликации.
Владеет техническими навыками работы с пластилином, тестом. Выполняет работу практически без помощи педагога.
2 .
Уровень самостоятельности
Не самостоятелен, без помощи взрослых к работе не приступает. Пытается рисовать, лепить, составлять коллаж при поддержке и побуждении взрослого
Менее самостоятелен, чаще просит помощи у взрослого, использует слова: «не могу», «не умею». Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого
Высокое стремление к самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной деятельности и общения. Проявляет интерес деятельности: понимает, что слепить, выполнить коллаж. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, дополнении образа деталями.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям:
Высокий - обучающийся набрал 2 балла
Средний - обучающийся набрал 1 балл
Низкий -обучающийся набрал 0 баллов
Этапы педагогического контроля II года обучения
Вид контроля
Цель
Содержание
Форма проведения
Критерии
Входящий
Определить уровень обучающихся на начало учебного года
Проверить
Элементарные знания о цвете.
практическая работа
-Теоретические знания
- Практические умения и навыки
итоговый
Определить
уровень достижения творческой активности обучающихся к концу учебного года.
Проверить:
основные ЗУН за I год обучения.
Практическая работа
-Теоретические знания
-Практические умения и навыки
Входящий контроль: проводится в начале года с целью выявления уровня подготовленности детей.
Задание: стаканчик в технике оригами
Результаты диагностик заносятся в таблицу. По каждому критерию ставится 1 балл.
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года с целю выявления ЗУН полученных в ходе реализации программы.
Задание: выполнить творческую композицию на тему «Подсолнухи».
Диагностическая карта уровня обученности
№ п/п
Ф.И. ребенка
Технические навыки
Проявление самостоятельности
Средний балл
Уровень обученности
н
к
н
к
«н» – начало года; «к» – конец года
Критерии оценки уровня обученности
Критерии
Низкий уровень
0 баллов
Средний уровень
1 балл
Высокий уровень
2 балла
1. Технические навыки
Не владеет элементарным техническими навыками работы с пластилином, соленым тестом, не может приклеить готовые предметы на рабочий лист в аппликации
Владеет техническими навыками работы с пластилином, тестом. С помощью педагога может собрать изделие оригами, аппликации.
Владеет техническими навыками работы с пластилином, тестом. Выполняет работу практически без помощи педагога.
2 .
Уровень самостоятельности
Не самостоятелен, без помощи взрослых к работе не приступает. Пытается рисовать, лепить, составлять коллаж при поддержке и побуждении взрослого
Менее самостоятелен, чаще просит помощи у взрослого, использует слова: «не могу», «не умею». Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого
Высокое стремление к самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной деятельности и общения. Проявляет интерес деятельности: понимает, что слепить, выполнить коллаж. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, дополнении образа деталями.
Уровень обученности складывается общим баллом по всем критериям:
Высокий - обучающийся набрал 2 балла
Средний - обучающийся набрал 1 балл
Низкий -обучающийся набрал 0 баллов
Литература
Для педагога
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
Литература для обучающихся
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
2. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
3. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
Приложение №1
Календарное планирование I года обучения
№ занятия
Месяц
Тема занятия
Материалы и техники
Кол-во часов
Теория
Практика
Виды контроля
1
Октябрь
Стаканчик
оригами
1
0,5
0,5
Входящий контроль
2
Веточка рябины
пластилинография
1
0,5
0,5
3
Пчелка
Соленое тесто
1
0,5
0,5
4
Цветы
квилинг
1
0,5
0,5
5
Ноябрь
Грибы в корзинке
Пластилинография
1
0,5
0,5
6
Совушка-сова
Оригами
1
1
7
Лисенок
Соленое тесто
1
1
8
Ваза с фруктами
аппликация
1
0,5
0,5
9
Декабрь
Новогодняя игрушка
оригами
1
0,5
0,5
10
Дед Мороз
аппликация
1
0,5
0,5
11
Нарядная елочка
пластилинография
1
1
12
Животное-символ нового года
соленое тесто
1
0,5
0,5
13
Январь
Зайчишка -длинные ушки
аппликация
1
1
14
Паровозик
Соленое тесто
1
0,5
0,5
15
Котенок
оригами
1
1
16
Зимний пейзаж
Пластилинография
1
1
17
Февраль
Избушка на курьих ножках
Пластилинография
1
1
18
Валентинка
квилинг
1
1
19
Самолетик
оригами
1
1
20
Верный друг-собачка
Соленое тесто
1
0,5
0,5
21
Март
Цыпленок
Пластилинография
1
0,5
0,5
22
Бабочка
Квиллинг
1
1
23
Открытка к8 марта
Аппликация
1
1
24
Крокодил
Соленое тесто
1
1
25
Апрель
Чаепитие
пластилинография
1
1
26
Утенок в озере
Соленое тесто
1
0,5
0,5
27
Карандашик-закладка
Оригами
1
1
28
Гусеницы в груше
Аппликация
1
1
29
Май
Заюшкина избушка
Оригами
1
1
30
Медвежонок
Соленое тесто
1
1
31
Гвоздика
аппликация
1
1
32
Подсолнухи
пластилинография
1
1
Итоговый контроль
Приложение №3
Физминутки
1
«Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
2
«Листопад»
Дружно по лесу гуляем
И листочки собираем.
Собирать их каждый рад -
Просто чудный листопад!
3
«Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок:
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
4
«Бабочка»
Бабочка летала, над цветком порхала
Села, посидела и нектар поела.
Два своих больших крыла опустила, подняла
Полетела дальше, чтобы мир был краше.
5
«Неваляшки»
Мы веселые милашки
Чудо – куклы, неваляшки.
Мы танцуем и поем:
Очень весело живем!
6
«Зарядка»
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!
И водою обливаться, раз – два – раз – два!
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два!
7
«Зарядка»
Мы хлопаем руками: Хлоп…
Мы топаем ногами: Топ…
Машем мы руками,
Киваем головой.
Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
8
«Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
9
«Снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.
10
«Маленькие птички»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там уютно и тепло.
11
«В лесной лужайке»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
12
«Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
13
«Игрушки»
Вот большая пирамидка
И веселый мячик звонкий,
Мягкий мишка косолапый -
Все живут в большой коробке,
Но когда ложусь я спать
Начинают все играть!
14
«Гриша шел-шел-шел»
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
15
«С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Я - проснулся!
16
«Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
17
«Медведь и пчёлы»
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
Облизывает лапу сластёна косолапый,
А пчёлы налетают, медведя прогоняют.
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.
Приложение №4
Пальчиковые игры
1
«Листья»
Мы дорожки подметаем,
Листья в кучи собираем,
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!
Ох, устали - Отдохнем
И домой скорей пойдем
2
«Помощники»
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.
3
«Капустка»
Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмём – жмём
4
«Цветы»
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков.
5
«Мы играли, рисовали»
Мы играли, рисовали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг - скок, прыг - скок,
Прискакали на лужок. .
Ветер травушку качает,
Влево - вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
6
«Мы рисовали»
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
7
«Пальчики-солдатики»
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – «УРА!»
На парад идти пора.
8
«Лодочка»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
9
«Кузнечик»
Я гуляю по дорожке
А кузнечик скачет рядом
Наклонюсь, возьму в ладошки
Здесь скакать ему не надо,
Пусть сидит он лучше в травке:
Там с ним будет все в порядке
10
«Волна»
Светит полная луна –
За луной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море…
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум…
Но так долго вредно спать –
Нам давно пора вставать.
11
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
12
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
13
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
14
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!