Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

doshkolnoe-detstvo---period-formirovaniy. Работа №278965

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  большое значение отводится социальному развитию ребенка. Дошкольное детство - это уникальный период, когда закладываются основы личности, усваиваются нормы социального поведения, что способствует в дальнейшем успешной реализации человека в обществе. Характер ребёнка, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

Работа:

Дошкольное детство – период формирования основ личности.

В XXI веке в России произошли существенные изменения в дошкольном образовании. Дошкольное образование получило статус первого уровня системы образования наряду с начальным и средним звеньями образования. Основанием преемственности дошкольного и начального общего образования являются целевые ориентиры, которые «представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования».

Проанализировав целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, можно отметить, что большое значение отводится социальному развитию ребенка. Это обусловлено, прежде всего, тем, что дошкольное детство-это уникальный период, когда закладываются основы личности, усваиваются нормы социального поведения, что способствует в дальнейшем успешной реализации человека в обществе. Если учитывать количество времени, которое дети проводят в детском саду, то очевидным становится, что детский сад является важным институтом социализации для подрастающего поколения.

Социализация - процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно.

Социализация дошкольника - это процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым ребёнок становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация - достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение первичными представлениями связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

Детский сад, как институт воспитания, является микрофактором в процессе социализации личности, наравне с семьей и создаёт микросоциум. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит. Игровая деятельность является одним из определяющих направлений социализации детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности, глубины знаний. Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Одними из важных функций игры принято считать: 1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, они направлены на усвоения определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. 2. Воспитательная функция позволяет, выявит индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников. 3. Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того что в нем заложено и проявлено. 4. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со своими сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними, устанавливать дружеские отношения, проявлять речевую активность. 5. Развлекательная функция способствует повышению эмоционально – положительного тонуса, развитию двигательной активности. 6. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка. 7. Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей. При таком разнообразии функций, игру следует включать в учебный процесс, так как она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Игра как деятельность является средством социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка. Разнообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно - ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил (в таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление). В игре у детей появляется и развивается способность планировать свои действия, развивается мелкая моторика и умственные операции, воображение и представления. Таким образом, дошкольники учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане. Развивается произвольность в поведении и действиях. Игровая деятельность, в свою очередь, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни

Средствами социализации в детском саду будут являться методы психологического воздействия в группе сверстников, а так же последовательное приобщение ребёнка к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности.

Актуальность выбранной темы мотивированна следующими причинами, которые прослеживаются в современном обществе:

Морально-нравственная дезинтеграция общества.

Низкий уровень доверия и социальной солидарности.

Нарушение преемственности поколений.

Недостаток гражданского, патриотического самосознания.

Снижение ценности производительного труда, творчества и образования.

Снижение ценностей семейной жизни.

Ослабление физического, социального и психического здоровья населения.

А так же продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к ДОУ, цель которого, выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения, и создание условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей.

Одно из направлений развития и образования детей – это область

«Социально-коммуникативное развитие»

Социальное развитие ребенка – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, отражение системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Социальное развитие относится к процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

В широком смысле социально-коммуникативное развитие – это весь процесс образования человека. В ходе роста и развития ребенок усваивает и впоследствии воспроизводит усвоенный им социальный опыт, учится устанавливать социальные связи и отношения.

Социально-коммуникативное развитие предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, необходимых для их успешной реализации. Социально-коммуникативное развитие предполагает познание человеком социальной действительности, овладение им навыками практической индивидуальной и групповой работы.

Культурный опыт человечества никак не может быть воспринят и усвоен ребенком без помощи взрослых – носителей этого опыта. Только непосредственно взаимодействуя с взрослыми, в ходе общения и взаимодействия с ними ребенок открывает для себя социальный мир (социализируется). Только благодаря общению и взаимодействию ребенок познает другого человека и самого себя.

Без деятельности общения, взаимодействия с другими людьми невозможно и вхождение ребенка в социум. Его становление начинается с первых дней жизни благодаря коммуникации людей друг с другом. Коммуникация может осуществляться как в невербальной, так и вербальной форме. Коммуникация служит необходимым средством общения, позволяет человеку передавать другому сообщения о своих желаниях, потребностях, намерениях.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задачи области социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие

 общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции

собственных действий;

развитие социального

 и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, 

социуме

, природе.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для адаптации к школе.

Необходимо формировать такие качества, как:

Культура поведения

Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Мир эмоций.

Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

По своему существу эмоции и чувства -- это тождественные психические процессы, они образуют единую подструктуру личности -- ее эмоциональную сферу.

Формы эмоций:

жесты (движения рук),

мимика (движения мышц лица),

пантомимика (движения всего тела),

эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса).

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Деятельность педагога по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития воспитанников должна включать:

организацию предметно-пространственной среды;

создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве педагогов и при поддержке родителей;

мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

моделирование игровых ситуаций, мотивирующих 

дошкольника

 к общению с взрослыми и сверстниками.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

обеспечение эмоционального благополучия

через

:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и

социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности

со

взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Создание предметной развивающей среды.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться нормами, отражёнными в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную 

(без чрезмерного обилия и без недостатка)

 целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.

Учитывается и

гендерная

специфика - предусматриваются материалы, 

соответствующие интересам девочек

: куклы, украшения, банты, сумочки, наборы для рукоделия, и мальчиков – машины, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, инструменты.

Все части пространства могут изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть имею подвижные трансформируемые границы: легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, мягкие модули. Игровая мебель и оборудование располагаются так, чтобы оставалось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Дети должны иметь возможность заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

В группах желательно создавать:

пространство для режиссёрской игры;

пространство для ролевой игры;

пространство для конструирования;

свободное пространство для подвижных игр.

Большое значение в работе по развитию социально - коммуникативных умений дошкольников имеет совместная деятельность детей и взрослых.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников: групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Для того, чтобы детям было комфортно находиться в детском саду, можно использовать ежедневные групповые «ритуалы»:

«Правила группы в картинках», «Минутки общения», «Утренние приветствия», «Доска настроений»

Формы работы с родителями:

привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

дни открытых дверей для родителей;

анкетирование родителей;

консультации для родителей, семинары;

родительские собрания;

оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей, совместных газет, фото

выставок

;

создавать совместные проекты

Систематический образовательный процесс по социально-коммуникативному развитию приведет к определенному результату:

У детей 5-7 лет происходит активное сплочение коллектива. Ребенок должен рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта.

Взаимоотношения довольно устойчивы.

Основным методом воспитания дружеских взаимоотношений является совместная деятельность.

У детей можно сформировать осмысленные нравственные представления, т.к. они умеют правильно оценивать поступки товарищей.

Дети учатся полноценно выражать свои чувства через овладения умением различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учатся самостоятельно определять характер эмоциональных отношений.

Интеграция отношений на уровне общения проходит с возрастающей положительной динамикой.

«Нравственность заложена в характере»

Эммануил Кант.

А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×