абота с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях отделения реабилитации для детей и подростков с ОВЗ
Одним из важных направлений в деятельности реабилитационного процесса является работа с семьями (родителями) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости, у него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Наиболее оптимальным является понятие - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает почти полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, социальный педагог, логопед, педагог- организатор, врач, др).
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определим общую цель работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Для решения данной цели определим ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
- Неприятие личности ребенка;
- Взаимоотношений с ним;
- Страх ответственности;
- Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
- Вера в чудо;
- Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
- Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Задачами в работе с родителями , воспитывающих ребенка с ОВЗ являются :
– профилактика нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы:
- анкетирование,
-опрос,
-беседа с членами семьи,
-наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное),
-метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы используются следующие организационные формы:
- индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования;
- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы,
- этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).
-индивидуальные и групповые занятия с детьми .
- работа с родительской общественностью в клубе общения «Мы вместе», который уже второй год работает в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Основная цель работы клуба «Мы вместе» - вооружение родителей знаниями и методами разрешения вопросов социальной реабилитации с наименьшими для себя и ребенка потерями, достижение главного результата – научиться, самим быть счастливыми и научить этому своего ребенка. Помощь клуба является актуальной для семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как осознание родителями своего места в жизни ребенка - места человека, подчас являющегося единственной нитью, связывающей ребенка-инвалида с социумом.
Работа Клуба призвана подсказать гибкие формы отношений с социальной средой. Понимание родителями (лицами, их заменяющими) собственных позиций в способах социальных взаимодействий, проживание нового опыта контакта с использованием приобретенных на тренингах знаниями и актуальными потребностями своего ребенка. Каждое занятие содержит все необходимые этапы, каждый участник может попробовать сам оценить свое поведение, свои отношения с ребенком, другими членами семьи, представителями социальных служб, увидеть достоинства и недостатки и внести коррективы во взаимоотношения с ребенком и другими членами семьи, помогая ребенку найти достойное место в социуме.
В рамках работы родительского клуба в отделении организована работа «Школы для родителей особого ребенка», специалисты отделения проводят обучающие мастер-классы, семинары, консультации, которые направлены на повышение компетентности родителей в реализации задач социальной интеграции ребенка, а также помощь самим родителям. Так, за 2016год проведено следующее:
Мастер – класс «В гостях у Светланы- искусницы», психологическая игра «Неразлучные друзья – взрослые и дети», мастер- класс с консультацией для родителей «Движение – это жизнь!», «Улыбка, спорт, здоровье нам в жизни ценное подспорье» (семейный спортивный праздник), заседание клуба на тему: «Права детей и родителей».
Заключительным этапом работы родительского клуба стало подведение итогов конкурса «Семья года – 2016». Встреча в Родительском клубе общения прошла в атмосфере праздника.
Такая форма детско-взрослых объединений как Родительский клуб уже прочно и успешно зарекомендовала себя в отделении реабилитации детей и подростков с ОВЗ.
Необычайно ярким и плодотворным стало для постоянных участников клуба предновогоднее заседание. На этой тёплой встрече собралось более двадцати семей - многодетных, неполных, замещающих. Встреча была посвящена подведению итогов «Семья года -2016», в которой приняли участие шесть семей.
Среди семей наших воспитанников есть такие, которые еще только начинают свой нелегкий путь, но есть и семьи, в которых уже существуют традиции, совместные увлечения, объединяющие взрослых и детей в единое целое.
Свой опыт воспитания детей, опыт организации совместного отдыха, увлечения и семейные традиции родители представили в виде описательных рассказов. Присутствующим были интересны используемые приемы воспитания в семьях представленые таланты семей в различных номерах: музыкальный номер – Оксаны К., чтение стихотворений - Андрея Ч., Елены Викторовны Г., Елизаветы и Анны Александровны Т., семьи Андрюши М., а семья Степана В., представила свой талант в виде представленной нарисованной открытки - поздравления «С Новым годом!». Приятным исключением для всех участников стало поздравление от Артура П.,в виде музыкального подарка.
Победителем конкурса «Семья года – 2016» стала семья Оксаны и Вероники К.
Однако, самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.
Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования.
Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считается «Школа для родителей особого ребенка», где совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием) и т.д.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Общеобразовательная школа-интернат психолого - педагогической поддержки №27"
650032 г. Кемерово, ул. 4-я Цветочная, д.15,
Тел/факс: 65-41-21
e-mail: school.27@mail.ru
ИНН 4209033206, КПП 420501001,
ОГРН 1034205025876
Исх. № б/н
от «10» октября 2023г.
ДОВЕРЕННОСТЬ
Администрация МБОУ «ОШИ №27» г. Кемерово в лице директора школы Гордеевой Олеси Александровны, 06.11.1966, паспортные данные: 3211 092962, выдан Отделом УФМС по Кемеровской области в Центральном районе г. Кемерово от 13.12.2011, зарегистрирован по адресу: г. Кемерово, ул. Ю.Двужильного, 10-57 предоставляет право секретарю школы-интерната № 27 Дорониной Татьяне Андреевне, 10.08.1993г., паспортные данные: 3215 555986, выдан Отделом УФМС России по Кемеровской области в Заводском районе города Кемерово, 16.07.2015г., зарегистрирован по адресу ул. Сибиряков-Гвардейцев, 7-38, получать корреспонденцию.
Доверенность действительна до 30 сентября 2024 года
Подпись Доронина Т.А.
Директор школы: О.А. Гордеева