Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"ДШИ в условиях модернизации российского образования: проблемы, поиски, решения" . Работа №298333

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ"

 Модернизации российского образования - это многокомпонентный динамичный процесс, направленный на создание новых условий для освоения обучающимися разного возраста художественно-эстетического опыта, формирования систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для восприятия искусства и художественно-творческой деятельности.  Одной из главных целей современного образования является свободное развитие личности, обладающей высокой нравственностью, способной к творческому саморазвитию на протяжении всей жизни.

Работа:

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ"

 Содержание модернизации предметной области «Искусство» - это многокомпонентный динамичный процесс, направленный на создание новых условий для освоения обучающимися разного возраста художественно-эстетического опыта, формирования систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для восприятия искусства и художественно-творческой деятельности. Одной из главных целей современного образования является свободное развитие личности, обладающей высокой нравственностью, способной к творческому саморазвитию на протяжении всей жизни. Предметная область «Искусство» в общеобразовательной школе отвечает этим требованиям, она направлена на формирование общероссийской культурной идентичности школьников на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие у детей художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.

Важным аспектом модернизации является обеспечение непрерывности предметной области «Искусство», чтобы школьники на всех этапах обучения имели возможность для системного и целенаправленного художественно-эстетического развития. Изучение предметов искусства в школе является единственной возможностью для обучающихся научиться разбираться в огромном информационном потоке массовой культуры, различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность [1].

Основными задачами преподавания искусства в общеобразовательной школе при небольшом количестве учебного времени, выделенного на данные предметы, становятся:

•   Приобретение обучающимися навыков художественной и музыкальной деятельности.

•   Выявление одарённых в области искусства детей и дальнейшее их педагогическое сопровождение.

•   Воспитание грамотного зрителя и слушателя, то есть человека, у которого сформирована потребность в общении с искусством вне зависимости от выбранной профессии и рода занятий.

•   Использование искусства как средства арт-терапии, что наиболее важно для детей с особыми потребностями здоровья.

Поддержку и развитие предметной области «Искусство» обеспечивает новая Концепция преподавания и изучения предметной области «Искусство» и Федеральные государственные стандарты общего образования, в разработке которых принимают участие сотрудники нашего Института. Значимыми предстают и международные связи, позволяющие активизировать обмен опытом с зарубежными коллегами.

Важно отметить, что необходимость модернизации предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе была инициирована самими учителями, понимающими важность уроков музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры для современных школьников. Востребованность новой Концепции в современный период определяется проходящим сейчас масштабным процессом реформирования образования в России . Быстро меняющаяся социальная ситуация, естественно, влечет за собой и изменения в контенте изучаемого материала, в формах его преподнесения, в отношениях между учителем и учениками.

Концепция включает в себя определение значимости предметной области «Искусство»; цели и задачи; проблемы преподавания мотивационного, содержательного, методического и кадрового характера; основные направления реализации Концепции (общие и по предметам); задачи подготовки кадров и материально-технического обеспечения уроков искусства, а также механизмы реализации.

Целью Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.

Таким образом, освоение искусства должно быть непрерывным и может осуществляться как на базовом, так и на углубленном уровне. Обучение на базовом уровне должно быть обязательным для всех обучающихся в образовательных организациях и способствовать повышению художественной культуры, эстетического вкуса, развитию художественно-творческих способностей и универсальных учебных действий. Углубленное изучение учебных предметов предметной области «Искусство» должно обеспечивать высокий уровень освоения теоретических основ и развития профессиональных навыков в выбранном обучающимся виде искусства.

Подобный подход позволит образовательным организациям выбирать свой образовательный модуль предметной области «Искусство» в зависимости от региональных условий, возможностей образовательной организации и социальных запросов.

С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).

Оптимальное качество образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» может быть достигнуто при обеспечении условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации школьников по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.).

Для достижения высокого уровня обучения сегодня необходимо в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования уточнить требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования. В нашем Институте уже проведена работа по детализации Требований к планируемым результатам учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в начальной школе.

Искусство не может оставаться только учебным материалом, искусство окружает нас в жизни, поэтому очень важен для этой предметной области выход во внеурочную деятельность и дополнительное образование. По этой причине одним из направлений реализации Концепции обозначено совершенствование механизмов координации и развития системы межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации, а также использование этнокультурных и национальных особенностей региона.

В настоящее время необходимо определение оптимального соотношения объема теоретического материала и самостоятельной творческой деятельности обучающихся, для этого следует уточнить список обязательных для изучения произведений искусства и расширить вариативность выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся, сочетая с художественно-творческой различные формы проектной деятельности.

Особую сложность представляет разработка контрольных измерительных материалов для различных форм аттестации и оценки качества по учебным предметам предметной области «Искусство», так как искусство имеет как объективные, так и субъективные критерии. Однако, очевидна необходимость создания различных форм оценивания творческих работ, созданных школьниками. Это проблема, требующая профессионального и серьезного обсуждения.

Значимым механизмом модернизации предметной области «Искусство» сегодня является продвижение инноваций в преподавании предметов искусства в школе. Для этого по инициативе педагогов создается Межрегиональная ассоциация учителей предметной области «Искусство», которая будет способствовать обмену опытом между учителями, повышению профессионального уровня учителей.

Существенным компонентом образовательной базы являются:

- Международная коллекция детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО. Коллекция является уникальным источником информации об истории детства, о ребенке в процессе взросления в разных странах мира с 1897 года по настоящее время. Собрание насчитывает более двухсот тысяч произведений художественного творчества детей в возрасте от младенчества до 18 лет из России, стран Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии.

- Инновационная педагогическая технология: «Интерактивное музицирование школьников». Интерактивное музицирование школьников – это деятельность школьников, направленная на проживание музыки в процессе восприятия. Технология рассчитана на приобщение широкого круга детей к музыке, которое становится возможным благодаря обращению к электронным музыкальным инструментам. Автор предложил объединить в детском ансамбле электронные (синтезатор) и простейшие (ложки, трещотки и пр.) инструменты. Таким образом, музыкальная деятельность становится доступной для всех школьников.

На основе этой технологии возможно проведение полномасштабных концертов с участием большого количества школьников (до 200 человек) в сопровождении профессиональных оркестров. Такие концерты с большим успехом проходят в Москве, Якутске, Перми.

- Еще одна интересная технология  - созданиe проекта «Дети на оперной сцене». Идея проекта состоит в расширении творческой деятельности детей за счет участия в постановке профессионального оперного спектакля. В проекте дети выступают не только как подготовленные слушатели, но и как артисты – соисполнители хоровых партий, исполняемых совместно с профессиональными певцами. Эта технология получила распространение в общеобразовательных школах Пермского края и республики Марий Эл (Йошкар-Ола).

Модернизация художественного образования  требует высококвалифицированных педагогов, готовых к постоянному профессиональному росту, материально-технической базы, и, что особенно важно – единства в педагогическом сообществе, стремления к повышению качества образования, его результативности, глубине влияния на развитие личности.

С этой целью в Концепции определены меры для повышения качества работы учителей предметной области «Искусство». Это:

•   Совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленного на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ.

•   Оптимизация методов оценки качества работы педагогических работников, в том числе введение профессиональных стандартов учителей предметной области «Искусство», способствующих адекватной оценке труда педагогов при аттестации.

•   Развитие системы олимпиад и конкурсов художественного или музыкального и педагогического мастерства для учителей предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять на рейтинг образовательной организации.

Очевидно, что только консолидация педагогов, интеграция различных подходов и методик, взаимодействие на разных уровнях и в разных формах способны создать условия для продуктивного развития художественного образования. Вместе мы - сила. Вместе мы способны создавать нечто новое и отвечающее самым сложным современным требованиям. Только вместе можно создать яркую культурно-творческую среду образовательной организации, в которой растут и формируются те, кто и составляет будущее нашей страны.

Поэтому учителя, неравнодушные к своей творческой профессии, на Съезде представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры приняли решение о создании Межрегиональной ассоциации учителей предметной области «Искусство». Задачей ассоциации становится стимулирование и координация профессиональной деятельности учителей искусства, распространение опыта лучших преподавателей, поиск путей осуществления  межрегионального и международного сотрудничества с коллегами. На сегодняшний момент документы Ассоциации находятся в процессе регистрации. Педагоги возлагают большие надежды на Межрегиональную ассоциацию учителей предметной области «Искусство», считая, что с помощью общественной профессиональной организации возможны модернизация обучения и повышение качества преподавания искусства.

В заключение статьи необходимо еще раз подчеркнуть значимость художественного образования в передаче и сохранении культурных традиций, в воспитании у школьников любви к Родине, в развитии гражданской активности в непростой социокультурной ситуации [4]. Развитие творческого потенциала личности через приобщение к искусству, включающее умение объективно оценивать явления художественной культуры и искусства, а также устойчивую мотивацию к собственной художественно-творческой деятельности – неотъемлемая сторона подготовки современного успешного человека.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×