Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. . Работа №286767

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которогозависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,так учитель должен заботиться о воспитании у своих детейчувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

 

        Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

         Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

        Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

        Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

        Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.       Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».

        То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.

       

        К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

 

духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;

 

гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;

 

естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;

 

культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;

 

государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

 

        Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

        К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

 

познание и прививание православной культуры и традиций;

раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;

гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;

формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

одухотворение жизненного пространства ребенка;

защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

       

 

          Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

         На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа.  Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой нашей страны.

         Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.

Пожалуйста, подождите.
x
×