Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Духовно-нравственное воспитание . Работа №347368

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описаны вопросы духовно-нравственного воспитания человека. Духовно-нравственные ценности, такие как уважение к другим, ответственность, честность и справедливость, прививаемые в семье, имеют прямое отражение на поведении детей в школе. Учащиеся, воспитанные в духе этих ценностей, менее склонны к конфликтам, проявляют больше эмпатии к своим сверстникам и уважение к учителям. Такое поведение способствует созданию благоприятной учебной среды, укрепляет социальные связи и улучшает общую атмосферу в классе.

Но, к сожалению, у родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком.

Воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Духовно-нравственное воспитание позволяет поддерживать в семье культурную, психологическую и духовную атмосферу. Такая атмосфера будет благоприятно влиять на формирование у ребенка стремления к обучению и развитию.   

Работа:

Влияние духовно-нравственного воспитания в семье

на успешное обучение ребенка в школе

В современном мире, где социальные, культурные и технологические изменения происходят с невероятной скоростью, вопросы воспитания подрастающего поколения становятся особенно актуальными. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является роль семьи, которая, несмотря на все внешние вызовы, остается фундаментальной опорой в духовно-нравственном развитии ребенка. В словаре Ожегова С.И. «Семья – это группа живущих вместе близких родственников». [4, с.1661] Именно в семье закладываются основы мировоззрения, формируются ценностные ориентиры и навыки социального взаимодействия. Именно семья имеет долгосрочное влияние на формирование личности ребенка, его самооценку, умение принимать решения и взаимодействовать с окружающим миром.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» можно найти отдельное подтверждение важности и необходимости взаимодействия школы и семьи: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации». [6]

Духовно-нравственное воспитание это педагогически организованный процесс формирования личности обучающихся на базе национальных ценностей, освоение учеником системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. [3, с.11]

Вопросы духовно-нравственного воспитания человека начали исследоваться еще в древности. Так, проблематика нравственности берет свое начало в философском наследии мыслителей Древней Греции (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и др.). В последствии интерес к изучению духовно-нравственного воспитания начал проявляться у ученных разных профилей. Множество трудов были выполнены по философии у Бердяева С.Н., Трубецкого Е.Н., Гусейнова А.А., Ильина И.А., Зеньковского В.В., Мурашова В.И. и др. Немалочисленные работы были выполнены в сфере психологии (Берулава Г. А., Бондырева С.К., Братусь Б.С.), а также в педагогике (Андреев В.И., Амонашвили Ш.А., Берулава М.Н., Василенко В. А., Вахтеров В.П., Лихачев Д.С., Новиков А.Н., Петракова Т.И., Старов М.И. и др.) [1, с. 2]

В семье родители и другие члены семьи выступают как первые учителя и наставники. Повседневные взаимодействия, совместные деятельности и передача семейных традиций учат детей различать добро и зло, посредством этого также формируются их личные убеждения и ценности. Таким образом, духовно-нравственное воспитание в семье лежит в основе формирования социально адаптированной и морально зрелой личности.

Однако, роль семьи в воспитательном процессе не ограничивается только духовно-нравственными аспектами. Помимо этого, эмоциональная поддержка, обучение умению преодолевать трудности, развитие уверенности в себе – все это также является семейным воспитанием. В современном мире семья сталкивается со многими трудностями и перед современными семьями стоят новые вызовы: как сохранить свою роль в условиях глобализации и информационного потока, какие стратегии воспитания выбрать для подготовки ребенка к жизни в меняющемся мире. Эти и многие другие вопросы подчеркивают необходимость глубокого понимания и анализа роли семьи в духовно-нравственном воспитании школьников, что и является предметом данной статьи.

Семейное воспитание оказывает глубокое влияние на академическую успеваемость и поведение школьников, что подтверждается многочисленными исследованиями.

Исследования российских ученных показывают, что семьи, которые активно участвуют в образовательном процессе своих детей, например, посещая школьные собрания, интересуясь домашними заданиями и поддерживая образовательные устремления, в значительной степени способствуют повышению академических достижений своих детей. Это связано не только с контролем за выполнением школьных заданий, но и с формированием у детей установки на успех и важность образования, которая является частью духовно-нравственных ценностей семьи.

Так, например, Андреева А.И. в статье «Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников» пишет, что, если в семье высокий уровень отношения к ребенку, родители интересуются проблемами ребенка, в курсе всех событий в жизни детей и в школе, и вне ее, то у таких детей высокий уровень успеваемости. Такие дети характеризуются целеустремленностью и высокой познавательной активностью, что способствует и высокой успешности обучения этих детей. [2, с.5]

Духовно-нравственные ценности, такие как уважение к другим, ответственность, честность и справедливость, прививаемые в семье, имеют прямое отражение на поведении детей в школе. Учащиеся, воспитанные в духе этих ценностей, менее склонны к конфликтам, проявляют больше эмпатии к своим сверстникам и уважение к учителям. Такое поведение способствует созданию благоприятной учебной среды, укрепляет социальные связи и улучшает общую атмосферу в классе.

Но, к сожалению, у родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития. [5, с. 1]

Эти данные свидетельствуют о том, что семейное воспитание и привитые в домашней среде духовно-нравственные ценности играют ключевую роль в формировании успешной и адаптированной личности, способной к активному обучению и социальной интеграции в школьной среде. Поддержка и вовлеченность семьи в образовательный процесс, а также нравственное воспитание в домашних условиях являются фундаментальными факторами, способствующими не только академическому, но и социально-эмоциональному развитию учащихся.

Таким образом, воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Духовно-нравственное воспитание позволяет поддерживать в семье культурную, психологическую и духовную атмосферу. Такая атмосфера будет благоприятно влиять на формирование у ребенка стремления к обучению и развитию.

Список литературы

Абдуллаева

Нурьян

Абдулкагировна

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье // Гуманизация образования. 2010. №5.

[Электронный ресурс]

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshego-shkolnika-v-semie/viewer

(дата обращения:

10

.02.2024)

Андреева Ольга Викторовна Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Вестник евразийской науки. 2014. №5 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vliyaniya-semi-na-uspeshnost-obucheniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения:

14

.02.2024).

Данилюк А. М. Концепция духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России, стандарты второго поколения,

-

2008

[Электронный ресурс] URL:

https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf

(дата обращения:

15

.02.2024)

Ожегов, Сергей Иванович. Словарь русского языка [Текст]: 70000 слов / С. И.

Ожегов;

Акад. наук СССР. - 22-е изд., стереотип. – Москва: Русский язык, 1990. - 1661 с. - ISBN 5-200-01088-8

(дата обращения:

10

.02.2024)

Пономарева Н.И. Особенности детско-родительских отношений как фактор формирования самооценки детей младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс]

URL

:

https

://

pedportal

.

net

/

nachalnye

-

klassy

/

raznoe

/

osobennostey

-

detsko

-

roditel

-

skih

-

otnosheniy

-

kak

-

faktor

-

formirovaniya

-

samoocenki

-

detey

-

mladshego

-

shkol

-

nogo

-

vozrasta

-834035. -2015. (дата обращения:

19

.02.2024)

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 26.07.2019). -2019. [Электронный ресурс] URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

(дата обращения:

15

.02.2024)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X