В статье описаны вопросы духовно-нравственного воспитания человека. Духовно-нравственные ценности, такие как уважение к другим, ответственность, честность и справедливость, прививаемые в семье, имеют прямое отражение на поведении детей в школе. Учащиеся, воспитанные в духе этих ценностей, менее склонны к конфликтам, проявляют больше эмпатии к своим сверстникам и уважение к учителям. Такое поведение способствует созданию благоприятной учебной среды, укрепляет социальные связи и улучшает общую атмосферу в классе.
Но, к сожалению, у родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком.
Воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Духовно-нравственное воспитание позволяет поддерживать в семье культурную, психологическую и духовную атмосферу. Такая атмосфера будет благоприятно влиять на формирование у ребенка стремления к обучению и развитию.
Влияние духовно-нравственного воспитания в семье
на успешное обучение ребенка в школе
В современном мире, где социальные, культурные и технологические изменения происходят с невероятной скоростью, вопросы воспитания подрастающего поколения становятся особенно актуальными. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является роль семьи, которая, несмотря на все внешние вызовы, остается фундаментальной опорой в духовно-нравственном развитии ребенка. В словаре Ожегова С.И. «Семья – это группа живущих вместе близких родственников». [4, с.1661] Именно в семье закладываются основы мировоззрения, формируются ценностные ориентиры и навыки социального взаимодействия. Именно семья имеет долгосрочное влияние на формирование личности ребенка, его самооценку, умение принимать решения и взаимодействовать с окружающим миром.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» можно найти отдельное подтверждение важности и необходимости взаимодействия школы и семьи: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации». [6]
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс формирования личности обучающихся на базе национальных ценностей, освоение учеником системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. [3, с.11]
Вопросы духовно-нравственного воспитания человека начали исследоваться еще в древности. Так, проблематика нравственности берет свое начало в философском наследии мыслителей Древней Греции (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и др.). В последствии интерес к изучению духовно-нравственного воспитания начал проявляться у ученных разных профилей. Множество трудов были выполнены по философии у Бердяева С.Н., Трубецкого Е.Н., Гусейнова А.А., Ильина И.А., Зеньковского В.В., Мурашова В.И. и др. Немалочисленные работы были выполнены в сфере психологии (Берулава Г. А., Бондырева С.К., Братусь Б.С.), а также в педагогике (Андреев В.И., Амонашвили Ш.А., Берулава М.Н., Василенко В. А., Вахтеров В.П., Лихачев Д.С., Новиков А.Н., Петракова Т.И., Старов М.И. и др.) [1, с. 2]
В семье родители и другие члены семьи выступают как первые учителя и наставники. Повседневные взаимодействия, совместные деятельности и передача семейных традиций учат детей различать добро и зло, посредством этого также формируются их личные убеждения и ценности. Таким образом, духовно-нравственное воспитание в семье лежит в основе формирования социально адаптированной и морально зрелой личности.
Однако, роль семьи в воспитательном процессе не ограничивается только духовно-нравственными аспектами. Помимо этого, эмоциональная поддержка, обучение умению преодолевать трудности, развитие уверенности в себе – все это также является семейным воспитанием. В современном мире семья сталкивается со многими трудностями и перед современными семьями стоят новые вызовы: как сохранить свою роль в условиях глобализации и информационного потока, какие стратегии воспитания выбрать для подготовки ребенка к жизни в меняющемся мире. Эти и многие другие вопросы подчеркивают необходимость глубокого понимания и анализа роли семьи в духовно-нравственном воспитании школьников, что и является предметом данной статьи.
Семейное воспитание оказывает глубокое влияние на академическую успеваемость и поведение школьников, что подтверждается многочисленными исследованиями.
Исследования российских ученных показывают, что семьи, которые активно участвуют в образовательном процессе своих детей, например, посещая школьные собрания, интересуясь домашними заданиями и поддерживая образовательные устремления, в значительной степени способствуют повышению академических достижений своих детей. Это связано не только с контролем за выполнением школьных заданий, но и с формированием у детей установки на успех и важность образования, которая является частью духовно-нравственных ценностей семьи.
Так, например, Андреева А.И. в статье «Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников» пишет, что, если в семье высокий уровень отношения к ребенку, родители интересуются проблемами ребенка, в курсе всех событий в жизни детей и в школе, и вне ее, то у таких детей высокий уровень успеваемости. Такие дети характеризуются целеустремленностью и высокой познавательной активностью, что способствует и высокой успешности обучения этих детей. [2, с.5]
Духовно-нравственные ценности, такие как уважение к другим, ответственность, честность и справедливость, прививаемые в семье, имеют прямое отражение на поведении детей в школе. Учащиеся, воспитанные в духе этих ценностей, менее склонны к конфликтам, проявляют больше эмпатии к своим сверстникам и уважение к учителям. Такое поведение способствует созданию благоприятной учебной среды, укрепляет социальные связи и улучшает общую атмосферу в классе.
Но, к сожалению, у родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития. [5, с. 1]
Эти данные свидетельствуют о том, что семейное воспитание и привитые в домашней среде духовно-нравственные ценности играют ключевую роль в формировании успешной и адаптированной личности, способной к активному обучению и социальной интеграции в школьной среде. Поддержка и вовлеченность семьи в образовательный процесс, а также нравственное воспитание в домашних условиях являются фундаментальными факторами, способствующими не только академическому, но и социально-эмоциональному развитию учащихся.
Таким образом, воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Духовно-нравственное воспитание позволяет поддерживать в семье культурную, психологическую и духовную атмосферу. Такая атмосфера будет благоприятно влиять на формирование у ребенка стремления к обучению и развитию.
Список литературы
Абдуллаева
Нурьян
Абдулкагировна
Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье // Гуманизация образования. 2010. №5.
[Электронный ресурс]
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshego-shkolnika-v-semie/viewer
(дата обращения:
10
.02.2024)
Андреева Ольга Викторовна Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Вестник евразийской науки. 2014. №5 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vliyaniya-semi-na-uspeshnost-obucheniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения:
14
.02.2024).
Данилюк А. М. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, стандарты второго поколения,
-
2008
[Электронный ресурс] URL:
https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf
(дата обращения:
15
.02.2024)
Ожегов, Сергей Иванович. Словарь русского языка [Текст]: 70000 слов / С. И.
Ожегов;
Акад. наук СССР. - 22-е изд., стереотип. – Москва: Русский язык, 1990. - 1661 с. - ISBN 5-200-01088-8
(дата обращения:
10
.02.2024)
Пономарева Н.И. Особенности детско-родительских отношений как фактор формирования самооценки детей младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс]
URL
:
https
://
pedportal
.
net
/
nachalnye
-
klassy
/
raznoe
/
osobennostey
-
detsko
-
roditel
-
skih
-
otnosheniy
-
kak
-
faktor
-
formirovaniya
-
samoocenki
-
detey
-
mladshego
-
shkol
-
nogo
-
vozrasta
-834035. -2015. (дата обращения:
19
.02.2024)
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 26.07.2019). -2019. [Электронный ресурс] URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата обращения:
15
.02.2024)