Мы продолжаем обсуждать очень важную тему - общение педагогов с родителями воспитанников. Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход. В данном материале представлены некоторые эффективные формы работы с родителями.
Работа:
Семинар- практикум: Эффективные формы работы с родителями в ДОУ.
Доценко Ирина Николаевна, воспитатель МАДОУ Калинка, республика Хакасия, город Черногорск
Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними. Дейл Карнеги.
Мы продолжаем обсуждать очень важную тему - общение педагогов с родителями воспитанников.
Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями:
Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка— ФЗОб образовании в РФст. 44, п.1.
На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность (ФГОС ДОО, п.3. 2. 1).
Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт в общении.
Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя.
Предлагаем оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.
Диагностика профессиональных умений и навыков.(На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями
Инструкция:Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно да,нет,иногда.
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
Верите ли Вы, что существует проблемавоспитателей и родителейи что они разговаривают наразных языках?
Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов:да— 2 очка,иногда— 1 очко, нет— О очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но струднымиродителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактикуприсматривания. Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найтиобщий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи-тывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь статьдругомкаждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как правильно взаимодействовать с родителями, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать информацию о детях. Педагоги зачастую испытывают трудности в данном вопросе. Поэтому мы с вами рассмотрим несколько способов сообщения информации о ребенке.
Способ первый: принцип сэндвича.
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти черезбарьерэтих первых секунд, необходимо применитьПравило трех плюсов(чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:Здрасьте!, аЗдравствуйте, Полина Сергеевна!.
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника(прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд(контакт глаз). Но не следуетсверлитьсобеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение(от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся имближе. Но не переступатьграницыличного пространства собеседника!
Необходимо убрать барьеры,увеличивающиерасстояние в нашем восприятии в общении(стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общееЯ:Я сам такой же, у меня то же самое!. Как можно реже употреблять местоимениеВы…(Вы сделайте то-то!,Вы должны это…!)Чаще говорить;Мы:Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!,Нас всех беспокоит, что дети…,Наши дети…,Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!
Второй способ: применение при общении стиля адвокат .
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку: - Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. - Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. - Для меня важно не выявление причин произошедшего (кто прав, кто виноват), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. - Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания и умения ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Предлагаем вашему вниманию упражнение Тренировка интонации.
Произнести фразы:
-Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
-Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности(интонации обозначены на карточках).
- А мы, с коллегами, попробуем догадаться с какой, интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Таким образом, осознание значения интонации играет огромную роль для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Вот самые основные способы установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Одна из главных задач ФГОС ДО: - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принциповвзаимодействия:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Индивидуальный подход
Динамичность, гибкость. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления взаимодействия ссемьей.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Педагоги могут использовать не только наблюдение со стороны, но и создавать специальные ситуации, которые помогут лучше узнать родителей: совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи), изготовление реквизита и атрибутов, досуг; В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть особенности семейного воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
В результате такой работы родители становятся более открытыми и активными участниками в жизни ДОУ, формируются доверительные, партнерские отношения между родителями ипедагогами, создается атмосферавзаимоуважения.
Мы предлагаем вам выполнить упражнение “Волшебное озеро”.
Педагог: У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.) Ответил вам этот человек на вашу улыбку?
Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу.
В заключении хотелось бы сказать, что педагог должен дать родителямпочувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показатьродителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости и гибкости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Японская мудрость гласит : Плохой хозяин растит сорняк. Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву. А дальновидный воспитывает работника.
Давайте же воспитывать достойное поколение!
Скачать работу
Доценко Ирина Николаевна, воспитатель МАДОУ Калинка, республика Хакасия, город Черногорск
Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними. Дейл Карнеги.
Мы продолжаем обсуждать очень важную тему - общение педагогов с родителями воспитанников.
Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями:
Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка— ФЗОб образовании в РФст. 44, п.1.
На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность (ФГОС ДОО, п.3. 2. 1).
Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт в общении.
Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя.
Предлагаем оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.
Диагностика профессиональных умений и навыков.(На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).
Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями
Инструкция:Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно да,нет,иногда.
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
Верите ли Вы, что существует проблемавоспитателей и родителейи что они разговаривают наразных языках?
Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов:да— 2 очка,иногда— 1 очко, нет— О очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но струднымиродителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактикуприсматривания. Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найтиобщий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи-тывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь статьдругомкаждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как правильно взаимодействовать с родителями, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать информацию о детях. Педагоги зачастую испытывают трудности в данном вопросе. Поэтому мы с вами рассмотрим несколько способов сообщения информации о ребенке.
Способ первый: принцип сэндвича.
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти черезбарьерэтих первых секунд, необходимо применитьПравило трех плюсов(чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:Здрасьте!, аЗдравствуйте, Полина Сергеевна!.
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника(прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд(контакт глаз). Но не следуетсверлитьсобеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение(от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся имближе. Но не переступатьграницыличного пространства собеседника!
Необходимо убрать барьеры,увеличивающиерасстояние в нашем восприятии в общении(стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общееЯ:Я сам такой же, у меня то же самое!. Как можно реже употреблять местоимениеВы…(Вы сделайте то-то!,Вы должны это…!)Чаще говорить;Мы:Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!,Нас всех беспокоит, что дети…,Наши дети…,Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!
Второй способ: применение при общении стиля адвокат .
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку: - Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. - Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. - Для меня важно не выявление причин произошедшего (кто прав, кто виноват), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. - Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания и умения ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Предлагаем вашему вниманию упражнение Тренировка интонации.
Произнести фразы:
-Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
-Я благодарна Вам за оказанную помощь.
Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности(интонации обозначены на карточках).
- А мы, с коллегами, попробуем догадаться с какой, интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Таким образом, осознание значения интонации играет огромную роль для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Вот самые основные способы установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Одна из главных задач ФГОС ДО: - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принциповвзаимодействия:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Индивидуальный подход
Динамичность, гибкость. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления взаимодействия ссемьей.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Педагоги могут использовать не только наблюдение со стороны, но и создавать специальные ситуации, которые помогут лучше узнать родителей: совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи), изготовление реквизита и атрибутов, досуг; В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть особенности семейного воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
В результате такой работы родители становятся более открытыми и активными участниками в жизни ДОУ, формируются доверительные, партнерские отношения между родителями ипедагогами, создается атмосферавзаимоуважения.
Мы предлагаем вам выполнить упражнение “Волшебное озеро”.
Педагог: У меня в руках шкатулка, сейчас мы будем передавать ее друг другу. Тот, у кого в руках окажется шкатулка, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.) Ответил вам этот человек на вашу улыбку?
Если мы будем улыбаться друг другу при встрече, то и нам будут отвечать добрыми, искренними улыбками.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Поэтому мы должны быть уважительными и внимательными друг к другу.
В заключении хотелось бы сказать, что педагог должен дать родителямпочувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показатьродителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости и гибкости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Японская мудрость гласит : Плохой хозяин растит сорняк. Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву. А дальновидный воспитывает работника.
Давайте же воспитывать достойное поколение!