Экологические сказки в эмоциональном познании природы дошкольниками.
«И все они создания природы»
Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором экологические сказки, как направление, раскрывают окружающий мир, дают первоначальные представления о природе.
Актуальность использования сказок в эмоциональном познании природы детьми заключается в объединении различных методических и педагогических приемов в единый способ передачи ребенку знаний о природе. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.
МБДОУ детский сад «Жар-птица»
р.п. Усть-Донецкий Ростовская область
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«И все они создания природы»
(Экологические сказки в эмоциональном познании природы дошкольниками)
Автор проекта: воспитатель Уварова Наталья Григорьевна МБДОУ детский сад «Жар-птица»,
р.п. Усть-Донецкий
2020 год
Актуальность проекта
В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился.
А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему. На первый план в знакомстве с природой выходят эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие.
Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором экологические сказки, как направление, раскрывают окружающий мир, дают первоначальные представления о природе.
Актуальность использования сказок в эмоциональном познании природы детьми заключается в объединении различных методических и педагогических приемов в единый способ передачи ребенку знаний о природе. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.
Цель проекта
Формирование у дошкольников позитивного поведения, ответственного и бережного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев;
Сопереживание живому организму;
Развитие творческих способностей и познавательного интереса к миру природы.
Задачи
Воспитывать
гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
Развивать
экологический кругозор;
Развивать
познавательный интерес к миру природы, словарный запас дошкольников;
Формировать
систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка;
Создать
условия для развития детской продуктивной деятельности и художественного творчества, а также для вовлечения родителей в процесс освоения дошкольниками образовательной программы;
Обогащать
положительный эмоциональный опыт;
Развивать
речь, обогащать активный словарь;
По средствам экологических сказок
прививать
детям экологическую культуру поведения.
Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации проекта:
Дети
Педагоги
Родители
Научатся видеть прекрасное в природе, любоваться ею, вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
Будет развит экологический кругозор, наблюдательность, познавательный интерес, логическое и творческое мышление, умение анализировать и синтезировать полученную информацию.
Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Научатся выражать собственное мнение связными предложениями, пополнят свой словарный запас необходимыми терминами.
Позитивное оптимистическое отношение к жизни.
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Пополнится развивающая среда в группе.
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Обогащение уровня экологических знаний родителей.
Повысится экологическая культура родителей, ответственное отношение к природе, появится понимание необходимости развития творческих способностей у детей и познавательного интереса к миру природы.
Создание единого
воспитательно
-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Возможность участвовать в совместных экологических мероприятиях
Тип проекта
по доминирующему методу –
практико-ориентированный
по характеру содержания:
ребенок + семья + природа
.
по характеру участия ребенка в проекте:
участник от зарождения идеи до получения результата.
по характеру контактов:
внутри одной возрастной группы.
по количеству участников:
фронтальный
, групповой.
по продолжительности:
долгосрочный
Количество участников
Дети в возрасте от 4 до 6 лет и их родители.
Методы
образовательная деятельность, беседы с детьми, родителями, специалистами детского сада;
наблюдения за детьми;
анкетирование, тестирование;
диагностика;
выступления на педагогических советах;
проведение родительских собраний.
Перспективный план по применению сказок
в непосредственно образовательной деятельности детей по экологии
Месяц
Образовательная
деятельность
Содержание деятельности
Интеграция
Совместная деятельность
Игры
Свободная деятельность
Коррекционная работа
сентябрь
Художественно творчество - рисование
Тема: «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
(по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)»
Программное содержание: развивать творчество, образные представления; продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.
Познание Коммуникация
Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», рассматривание иллюстраций
- игра-драматизация
- словесная режиссёрская игра
-сочинительство сказок
-игра-импровизация
-самостоятельная театрализованная деятельность
-кукольный театр
-теневой театр
-настольный театр
-пальчиковый театр
-чтение сказок
-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»
-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски
-пересказ от лица литературного героя
-просмотры мультипликационных фильмов
-пальчиковые игры
-словесное комментирование
-словесное фантазирование по музыкальной композиции
-словесное рисование
-психогимнастика
-пантомимические этюды
-упражнения на развитие ритмизации
-мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц
-упражнения на познавательно-аффективную ориентировку
-речевые упражнения на активизацию лексики
-речевые упражнения на использование фразеологизмов
октябрь
Труд – ручной труд
Тема: «ЭКОЛОГИЯ И Я»
(участие в областном конкурсе поделок из природного материала)
Программное содержание: продолжать развивать воображение; вкус, чувство цвета, воспитывать усидчивость, ценность к собственному труду и полученному результату
Коммуникация
Наблюдения в природе, на прогулках
ноябрь
Чтение художественной литературы
Тема: «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ», «ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРУДА» экологическая сказка
Программное содержание: развивать литературную речь, продолжать приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие.
Познание
Коммуникация
Чтение художественной литературы
декабрь
Познание - экология
Тема: «СТАНЕМ ЮНЫМИ ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ»
Программное содержание: уточнить представления детей о зимних явлениях природы; учить детей отличать хорошие поступки от иных; познакомить с жанром плаката; учить создавать плакаты на тему бережного обращения к ели; воспитывать желание по доброму относиться к людям, к природе; учить детей бережно относиться к своему здоровью, особенно в зимнее время.
Познание
Наблюдения в природе
январь
Познание - экология
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ» викторина по экологии
Программное содержание: развивать внимание, речь, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к окружающему; учит детей бережно относится к своему здоровью.
Коммуникация
Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации
февраль
Чтение художественной литературы
Тема: «ЗИМНЯЯ ПИРУШКА» экологическая сказка
Программное содержание: продолжать развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие. Учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему.
Познание
Коммуникация
Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций
март
Познание -экология
Тема: «НАСТУПИЛА ВЕСНА».
Программное содержание: учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Познание
Наблюдения в природе
апрель
Чтение художественной литературы
Тема: «КАК СКВОРЕЦ СЕБЕ ДОМ ВЫБИРАЛ» экологической сказки
Программное содержание: продолжать развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие.
Познание
Коммуникация
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций
май
Художественное творчество – лепка
Тема: «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» по мотивам народной сказки
Программное содержание: развивать восприятие детей, развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Продолжать развивать детское творчество
Познание
Коммуникация
Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций
Заключение
Работа по реализации педагогического проекта способствует становлению не только личностных качеств дошкольника, но и развитию у них высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызывают у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развиваются у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы.
Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Привлекательность для педагогов можно объяснить универсальностью:
Сказка
информативна.
Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Сказка
экологична
.
Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены.
Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.
Сказка
безгранична.
Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Сказка
феерична.
Педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
Сказка
эмоциональна.
В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Сказка
мудра.
Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.
Список используемых источников
Н. Н. Кондратьева «Мы» Программа экологического образования детей.
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».
Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки: экология для малышей».
Н. А. Рыжова «Не просто сказки…».