Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" Экологические сказки в эмоциональном познании природы дошкольниками . Работа №258364

Дата публикации:
Автор:
Описание:

       Экологические сказки в эмоциональном познании природы дошкольниками.

«И все они создания природы»

Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором экологические сказки, как направление,  раскрывают окружающий мир, дают первоначальные представления о природе.

Актуальность использования сказок в эмоциональном познании природы детьми  заключается в объединении различных методических и педагогических приемов  в единый способ передачи ребенку знаний о природе. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения  экологических сказок.

 

 

Работа:

МБДОУ детский сад «Жар-птица»

р.п. Усть-Донецкий Ростовская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«И все они создания природы»

 

(Экологические сказки в эмоциональном познании природы дошкольниками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта: воспитатель Уварова Наталья Григорьевна МБДОУ детский сад «Жар-птица»,

 

 

 

 

 

р.п. Усть-Донецкий

2020 год

Актуальность проекта

 

В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

В борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Либо мы посеем злак, либо взрастим бурьян. На протяжении многих лет детям внушали: любое явление природы — все во благо человеку, все для человека и ничего взамен. Это привело к тому, что начиная с детского сада, дети знали, что лес — это древесина, которая нужна человеку для строительства, изготовления бумаги, лес дает человеку пищу в виде грибов, ягод, орехов и т. д. Птицы нужны и полезны, так как они уничтожают насекомых. Землю нужно копать, пахать, сеять на ней, и она даст хороший урожай. И так во всем. Вот этот эгоистический потребительский навык очень хорошо усвоился.

А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему. На первый план в знакомстве с природой выходят эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие.

Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором экологические сказки, как направление, раскрывают окружающий мир, дают первоначальные представления о природе.

Актуальность использования сказок в эмоциональном познании природы детьми заключается в объединении различных методических и педагогических приемов в единый способ передачи ребенку знаний о природе. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения  экологических сказок.

 

Цель проекта

 

Формирование у дошкольников позитивного поведения, ответственного и бережного отношения к природе с опорой на пример положительных сказочных героев;

Сопереживание живому организму;

Развитие творческих способностей и познавательного интереса к миру природы.

 

Задачи

 

Воспитывать

гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;

Развивать

экологический кругозор;

Развивать

познавательный интерес к миру природы, словарный запас дошкольников;

Формировать

систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка;

Создать

условия для развития детской продуктивной деятельности и художественного творчества, а также для вовлечения родителей в процесс освоения дошкольниками образовательной программы;

Обогащать

положительный эмоциональный опыт;

Развивать

речь, обогащать активный словарь;

По средствам экологических сказок

прививать

детям экологическую культуру поведения.

 

Ожидаемые результаты проекта

 

В результате реализации проекта:

 

Дети

 

Педагоги

 

Родители

 

Научатся видеть прекрасное в природе, любоваться ею, вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.

Будет развит экологический кругозор, наблюдательность, познавательный интерес, логическое и творческое мышление, умение анализировать и синтезировать полученную информацию.

Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Научатся выражать собственное мнение связными предложениями, пополнят свой словарный запас необходимыми терминами.

Позитивное оптимистическое отношение к жизни.

Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

Пополнится развивающая среда в группе.

Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Обогащение уровня экологических знаний родителей.

Повысится экологическая культура родителей, ответственное отношение к природе, появится понимание необходимости развития творческих способностей у детей и познавательного интереса к миру природы.

Создание единого

воспитательно

-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Возможность участвовать в совместных экологических мероприятиях

 

 

 

Тип проекта

 

по доминирующему методу –

практико-ориентированный

по характеру содержания:

ребенок + семья + природа

.

по характеру участия ребенка в проекте:

участник от зарождения идеи до получения результата.

по характеру контактов:

внутри одной возрастной группы.

по количеству участников:

фронтальный

, групповой.

по продолжительности:

долгосрочный

 

Количество участников

 

Дети в возрасте от 4 до 6 лет и их родители.

 

Методы

 

образовательная деятельность, беседы с детьми, родителями, специалистами детского сада;

наблюдения за детьми;

анкетирование, тестирование;

диагностика;

выступления на педагогических советах;

проведение родительских собраний.

 

Перспективный план по применению сказок

в непосредственно образовательной деятельности детей по экологии

 

Месяц

 

Образовательная

деятельность

 

Содержание деятельности

 

 

 

Интеграция

 

 

Совместная деятельность

 

 

Игры

Свободная деятельность

Коррекционная работа

сентябрь

Художественно творчество - рисование

 

Тема: «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

(по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)»

Программное содержание: развивать творчество, образные представления; продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

 

Познание Коммуникация

 

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», рассматривание иллюстраций

- игра-драматизация

- словесная режиссёрская игра

-сочинительство сказок

-игра-импровизация

-самостоятельная театрализованная деятельность

-кукольный театр

-теневой театр

-настольный театр

-пальчиковый театр

-чтение сказок

-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»

-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски

-пересказ от лица литературного героя

-просмотры мультипликационных фильмов

 

 

-пальчиковые игры

-словесное комментирование

-словесное фантазирование по музыкальной композиции

-словесное рисование

-психогимнастика

-пантомимические этюды

-упражнения на развитие ритмизации

-мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц

-упражнения на познавательно-аффективную ориентировку

-речевые упражнения на активизацию лексики

-речевые упражнения на использование фразеологизмов

октябрь

Труд – ручной труд

 

Тема: «ЭКОЛОГИЯ И Я»

(участие в областном конкурсе поделок из природного материала)

Программное содержание: продолжать развивать воображение; вкус, чувство цвета, воспитывать усидчивость, ценность к собственному труду и полученному результату

 

 

Коммуникация

 

 

Наблюдения в природе, на прогулках

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

Чтение художественной литературы

Тема: «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ», «ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРУДА» экологическая сказка

Программное содержание: развивать литературную речь, продолжать приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие.

 

Познание

Коммуникация

 

 

 

Чтение художественной литературы

 

 

декабрь

Познание - экология

Тема: «СТАНЕМ ЮНЫМИ ЗАЩИТНИКАМИ ПРИРОДЫ»

Программное содержание: уточнить представления детей о зимних явлениях природы; учить детей отличать хорошие поступки от иных; познакомить с жанром плаката; учить создавать плакаты на тему бережного обращения к ели; воспитывать желание по доброму относиться к людям, к природе; учить детей бережно относиться к своему здоровью, особенно в зимнее время.

Познание

 

 

Наблюдения в природе

 

 

 

январь

Познание - экология

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ» викторина по экологии

Программное содержание: развивать внимание, речь, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к окружающему; учит детей бережно относится к своему здоровью.

 

Коммуникация

 

Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации

 

 

февраль

Чтение художественной литературы

Тема: «ЗИМНЯЯ ПИРУШКА» экологическая сказка

Программное содержание: продолжать развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие. Учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему.

 

Познание

Коммуникация

 

 

Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций

 

 

 

март

Познание кология

Тема: «НАСТУПИЛА ВЕСНА».

Программное содержание: учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Познание

Наблюдения в природе

 

 

 

апрель

Чтение художественной литературы

Тема: «КАК СКВОРЕЦ СЕБЕ ДОМ ВЫБИРАЛ» экологической сказки

Программное содержание: продолжать развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие.

 

Познание

Коммуникация

 

 

 

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций

 

 

 

 

май

Художественное творчество – лепка

 

Тема: «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» по мотивам народной сказки

Программное содержание: развивать восприятие детей, развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Продолжать развивать детское творчество

 

 

Познание

Коммуникация

 

 

Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций

 

 

 

 

Заключение

Работа по реализации педагогического проекта способствует становлению не только личностных качеств дошкольника, но и развитию у них высших чувств (дружба и любовь к живым существам), которые связаны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение) вызывают у детей поступки сказочных героев; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развиваются у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы.

Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Привлекательность для педагогов можно объяснить универсальностью:

Сказка

информативна.

Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка

экологична

.

Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены.

Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие.

Сказка

безгранична.

Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка

феерична.

Педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

Сказка

эмоциональна.

В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказка

мудра.

Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

 

Список используемых источников

 

Н. Н. Кондратьева «Мы» Программа экологического образования детей.

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».

Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».

Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».

Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки: экология для малышей».

Н. А. Рыжова «Не просто сказки…».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×