Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Экологическое воспитание дошкольников". (Из опыта работы). Работа №321348

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе...

Работа:

Экологическое воспитание дошкольников

(Из опыта работы)

 

 

«Любовь к природе,впрочем,

как и всякая человеческая любовь,

несомненно, закладывается у нас с детства»

И.Соколов-Микитов

 

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).

В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она пробуждает их любознательность. Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т.к. именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.

Дети дошкольного возраста – это самые маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического образования детей, которое является новым направлением в дошкольной педагогике. В свою очередь, воспитание любви к природе родного края является составляющей общего экологического и, в некотором смысле, патриотического образования подрастающего поколения - нельзя жить в определенном месте, не испытывая к нему никаких нежных чувств - это противоречит человеческой природе.

Так, главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. И тогда рядом оказывается педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, и дети хотят узнать еще больше.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, так и взрослые должны заботиться о воспитании у своих детей чувства бережного отношения ко всему живому. У дошкольников еще мал жизненный опыт, и в силу своих способностей к подражанию, и из доверия к взрослым, малыши перенимают у них поступки.

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами,- воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать что-то интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Начиная работу с дошкольниками, перед воспитателями стоит вопрос: Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? Педагог в общении придерживается принципа «не рядом и не над детьми, а вместе», проявляет уважение к личности каждого ребенка.

Экология - наука комплексная .«Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам».

Экологическое воспитание и образование осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

В работе по экологическому воспитанию детей в нашем детском саду используются различные методы и приёмы.

Экологическое воспитание и образование детей происходит через непосредственную образовательную деятельность. НОД по ознакомлению дошкольников с природой даёт возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.

Разработаны и проводятся интегрированные НОД с использованием интерактивной доски: «Путешествие в весенний лес», «В гости к солнышку» и т.д. Систематически проводятся целевые прогулки и экскурсии. Во время прогулок взрослому важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

И все-таки основным методом является наблюдение. Самое светлое место в каждой групповой комнате отведено для выращивания зеленого лука, петрушки. «Огород на окошке» задействован в течение всего года. Воспитатели вместе с детьми ведут дневник наблюдения за развитием растения.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.

Здесь имеется оборудование: микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, компас, магниты;

-сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- водяная мельница, флюгер, емкости для воды, песка, земли;

- медицинские материалы: деревянные палочки, шприцы, мерные ложки;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель), а также воздушные шары и крупы.

Здесь предполагается деятельность: знакомство детей со свойствами песка, воды, почвы и воздуха.

Приведем несколько примеров экспериментальной деятельности детей:

1.«Вдунь шарик в бутылку». Скомкать небольшой кусочек газеты в шарик. Положить бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно подуть на него. Бумажный шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу. Вывод:Вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха, который выталкивает его.

2. «Звук». За ширмой слышны различные звуки. Педагог выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки. Затем педагог убирает ширму, просит детей рассмотреть на столе предметы, а затем выбрать из них те, с помощью которых можно издавать услышанные ими звуки. Материалы: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

3.«Свойства песка». Воспитатель раздает детям пластиковые бутылочки, наполненные сухим песком и мокрым песком, и показывает, как можно создавать из песка дорожки и узоры на земле. Вывод: Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой песок свободно высыпается.

4. «Что будет, если огород не пропалывать?» Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте. Чтобы увидеть посеянные семена, придется долго искать их в траве. Вывод: Сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.

5. «Потребность растений в воде». Из вазы с цветами выбирается один цветок и оставляется без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставленный без воды, и цветы в вазе. Вывод: Вода необходима растениям, без нее они погибают.

6. «Муравейник» Положить на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются унести внутрь (они любят сладкое). Вывод: Муравейники нельзя разорять, наступать на них.

7. Опыт о свойствах снега. Вырыть в снегу глубокую лунку и положить в нее уличный термометр. Забросать его снегом и слегка разровнять снег лопаткой. Через 30 минут достать термометр и отметить фломастером, до какого уровня поднялся столбик термометра. Затем закрепить термометр на дереве. Что стало с высотой столбика? Вывод: Температура под снегом выше, чем температура воздуха. И так далее.

Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка стимулируется развитие творческого потенциала, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.

Экологическое воспитание детей строится на игровой основе – с большим включением в образовательный процесс разных видов игр: дидактических, предметных, настольно-печатные игр, словесных, подвижных, творческих, строительных, сюжетно-ролевых: «Сбор урожая», «Спрячь мышку», «Разноцветные поляны», «Обед для матрешек», «Бывает – не бывает?», «Дома зверей», «Разноцветная вода», «Что изменилось?», «Рыба, птица, зверь», «Куда залетела пчела?», «Кто в домике живет?», «Шкатулка со сказками», «Что плавает, что тонет?», «Волшебный лес», «Чудесные превращения».

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

На территории нашего детского сада имеются различные деревья и кустарники, где организуются ежедневные наблюдения за природой. На участке отведено место для огорода. На огороде старшие дошкольники выращивают овощные культуры: щавель, укроп, мяту, лук репчатый, томат, перец, морковь. Дети с удовольствием занимаются посадкой и прополкой, поливом овощных культур. Они гордятся собранным урожаем осенью.

В весенний период коллектив вместе с родителями разрабатывает план по озеленению территории детского сада, совместно с детьми высаживаем цветы в клумбы.

Каждое лето на наших клумбах цветут цветы, за которыми ухаживаем и любуемся их красотой.

Таким образом, именно последовательная работа детского сада и родителей

поможет воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, к людям, окружающему миру, что составляет экологическую культуру.

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения», - писал К.Г.Паустовский.

Подготовить молодое поколение современной России к разумной и счастливой жизни – трудная задача педагогов и родителей. Решать ее необходимо сегодня всеми доступными средствами, невзирая на политическую, финансовую и экономическую нестабильность. И мы стремимся идти в ногу со временем.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X