Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка.
Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию
Экологические акции и проекты в формировании и развитии экологической культуры у детей дошкольного возраста
Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека .
Экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, то есть, с 2-3 лет. Однако в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психофизиологическими возможностями.
До трех лет мышление ребенка преимущественно связано с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент. В младшем возрасте, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Уже детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) с элементарными взаимозависимостями.
К 5 годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней, что может служить основой для экологического образования в старшем возрасте. Именно по отношению к 5-7 летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями.
Если в младшем возрасте среди мотивов учения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний .
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
Важнейшим условием формирования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования.
Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости.
Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове»
Интерес к природе проявляется:
в стремлении познать природу (живую и неживую);
в чтении (слушании) книг о природе;
в деятельности по защите природы;
в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).
Что важно сделать взрослому, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательности и эмоциональной отзывчивости? Вначале важно определить, какой ценный эмоциональный опыт может накопить ребенок при взаимодействии с природой. Сначала это положительные эмоциональные проявления дошкольника к конкретным животным и растениям, затем – более осознанное и действенное отношение к ним, и наконец – устойчивое гуманно-ценностное отношение к широкому кругу природных объектов.
Умение ярко выражать свои чувства, вызывать ответный эмоциональный отклик – важное условие пробуждения сопереживания у малышей.
Наконец, взрослому важно поддерживать стремление детей к проявлению адекватных ситуациям эмоций как импульса к совершению гуманных поступков по отношению к природе. Этому способствует включение дошкольников в разнообразную деятельность экологической направленности, в которой они смогут «проживать» положительные эмоции и чувства, проявлять их, обогащая тем самым личный опыт взаимодействия с природой ( рисунок 2)
.
Рисунок 2 «Модель экологического воспитания дошкольников»
Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка.
Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Из многообразия явлений воспитатель отбирает то, что имеет воспитывающее и развивающее воздействие, что может привлечь внимание детей, вызвать у них положительные эмоции – радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия явлений и пробуждается интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагог закрепляет положительное отношение к отдельным явлениям и лишь постепенно расширяет их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями .
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности ( рисунок 3 )
Рисунок 3 «Алгоритм создания проекта»
Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Алгоритм проведение акций:
.
Подготовительный
(разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
Организационно-практический
(т.е.
деятельностный
, выполнение плана деятельности);
Аналитический
(подведение итогов, рефлексия.
Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
С помощью разнообразных акций у воспитанников формируется система знаний о природе, воспитатель учит детей:
видеть и понимать связи между явлениями;
эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;
практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жиз
недеятельности живых организмов
Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дети-дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность .
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми:
наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
познавательное чтение;
«
Уроки доброты
»
;
конкурсы и викторины, КВН;
продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
лаборатория (опыты и эксперименты);
выпуск экологический газеты,
день (неделя)
«
Волшебная экология души
»
;
инсценировки и театрализации;
экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
эколого-познавательные праздники и развлечения.
Повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать
проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю,
участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках,
активное оперирование знаниями),
а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).
Литература
1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – с. 10-15.
2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1978. – 103с.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001. - -160с.
4. Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 48 с.
5. Методика ознакомления с природой в детском саду. /под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
7. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 432 с.
8. Родной край. / под ред. Козловой С. А. – М.: Просвещение, 1985. – 238 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
АКЦИЯ
«Птичье меню» (октябрь-ноябрь)
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога
Птицам нет еды
Наблюдение, беседа.
Оформление коробки для корма птиц
2.
Экологические знаки
Аппликация «Птички в кормушке»
Составление слайдов, что едят птички
3.
Экологическая тропа
Экскурсии, п/и, д/и
Раскладывание корма в кормушки.
Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе
4.
Экологическая газета
Разучивание стихов о птицах
«Покормите птиц зимой» -плакат экологической направленности.
АКЦИЯ
«Чистая планета» (август-сентябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.
№
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога. Люди мусорят.
Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»
Трудовой десант «Мы за чистый двор»
Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»
2.
Экологические знаки
Конкурс рисунков-знаков.
Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.
Конкурс рисунков-знаков.
3.
Экологическая тропа
Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций
Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт ограды огорода.
4.
Экологическая газета
Рисование «Какую пользу я принёс планете?»
«Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).
АКЦИЯ
«Ёлочка – живая иголочка» (декабрь)
Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать
№
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
1.
Экологическая тревога Ёлочка просит помощи
Чтение письма от ёлочки.
Выпуск листовок и распространение в микрорайоне
2.
Экологические знаки
Рисование запрещающих знаков вырубки елей
Рисование запрещающих знаков вырубки елей
3.
Экологическая тропа
Установка запрещающих знаков
Установка знаков по экологической тропе
4.
Экологическая газета
«Не дадим лесу остаться без ели»
Сочинение «Как мы спасали ель»
Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе)