Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Экологическое воспитание в современной интерпретации . Работа №297102

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассматриваются подходы к понятию экологического воспитания. Автор приходит к выводу о том, что из трех подходов наиболее верным является тот, который учитывает все компоненты экологического воспитания: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность.

Таким образом, экологическое воспитание – это вид воспитания, выделенный по его содержательной направленности, предполагающей понимание детьми сущности основных понятий и закономерностей экологии, раскрывающие единство живого и среды обитания, адаптированные к психологии детей и специфике образовательной организации.

В литературе не сложилось единого подхода к определению понятия экологического воспитания. Первая группа исследователей раскрывает его как процесс формирования экологической культуры.

 

 

Работа:
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются подходы к понятию экологического воспитания. Автор приходит к выводу о том, что из трех подходов наиболее верным является тот, который учитывает все компоненты экологического воспитания: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое сознание, экологическое отношение, экологическая деятельность.
Прежде чем рассмотреть понятие экологического воспитания, необходимо раскрыть понятие воспитания. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации оно представляет собой деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание необходимо отличать от обучения. Под последним, в соответствии с названным законом, понимается целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. При этом воспитание и обучение составляют единый целенаправленный процесс – образование.
Выделяют различные классификации (виды) воспитания. По институциональному признаку оно подразделяется на семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное, воспитание в детских и юношеских организациях, в специализированных детских учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанников выделяется авторитарное и демократическое воспитание.
Таким образом, экологическое воспитание – это вид воспитания, выделенный по его содержательной направленности, предполагающей понимание детьми сущности основных понятий и закономерностей экологии, раскрывающие единство живого и среды обитания, адаптированные к психологии детей и специфике образовательной организации.
В литературе не сложилось единого подхода к определению понятия экологического воспитания. Первая группа исследователей раскрывает его как процесс формирования экологической культуры.
Так, М. Коджиаспирова под экологическим воспитанием понимает целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности [8, с. 137].
Г.Н. Казарчик трактует этот термин как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической культуры [3, с. 114].
Т.Б. Казарцева и Е.В. Дудова определяют экологическое воспитание как непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры [5, с. 56].
Т.А. Серебрякова трактует понятие экологического воспитания как систему влияния на членов общества для формирования экологической культуры, гуманности, научно обоснованного отношения к природе на основе национальных и общечеловеческих ценностей [3, с. 114].
При этом уже в самих определениях мы видим компонентный состав экологического воспитания, включающая в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность.
Таким образом, можно утверждать, что в описанном подходе экологическое воспитание черпает свое содержание из экологической культурой как нравственно-духовной сферы жизнедеятельности человека, характеризующей своеобразие его взаимодействия с природой.
Вторая группа исследователей определяет экологическое воспитание как процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств.
В.А. Ясвин считает, что данное понятие следует определять как специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности [4, с. 160].
Е.А. Борисова пишет, что экологическое воспитание – это развитие у детей представлений об окружающем мире, состоящем из живой и неживой природы, понимание взаимосвязи и взаимозависимости между составляющими окружающего мира, формирования гуманного отношения к природе [1, с. 111].
С. Николаева под экологическим воспитанием понимает ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основные идеи и понятия экологии [3, с. 114].
Таким образом, представленный подход, концентрирует свое внимание на знаниевой составляющей экологического воспитания, которая служит основой для формирования взглядов, убеждений, нравственных качеств, ответственного и гуманного отношения к природе. При этом авторы не выходят в деятельностную или поведенческую составляющую экологического воспитания.
Третья группа исследователей под экологическим воспитанием понимает процесс формирования бережного отношения к природе.
Н.А. Рыжова под экологическим воспитанием понимает формирование у людей потребности в бережном отношении к природе и разумном использовании ее богатств в своих собственных интересах и интересах будущих поколений [3, с. 115].
И.И. Скибицкая и Н.Н. Сорокина считают, что экологическое воспитание – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте [9, с. 167].
Л.В. Мисякова экологическое воспитание понимает как целенаправленный процесс формирования у ребёнка осознано правильного поведения в природе, окружающих его явлениях и объектах [6, с. 67].
По мнению Р.М. Кадыровой экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии [7, с. 160].
Таким образом, представленный подход ориентирован на деятельностную составляющую экологического воспитания, которая надстраивается над взглядами, убеждениями, нравственными качествами, ответственным и гуманным отношением к природе. При этом авторы не говорят о тех знаниях, которые эти убеждения и ценности сформировали.
Особняком стоит определение экологического воспитания, которое нам не удалось причислить ни к одной из трех выделенных групп. Его автор Т.Ю. Бурлакова пишет, что экологическое воспитание представляет собой целенаправленную систему работы с детьми, ведущую роль в реализации которой играют технологии эколого-образовательной деятельности, выполняемые педагогами последовательно и систематично [2, с. 133]. Это понятие не раскрывает содержательную сторону экологического воспитания, оно описывает скорее его организационную составляющую.
Обобщая все вышеизложенные подходы, под экологическим воспитанием мы будем понимать целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный образовательный процесс, направленный на развитие экологической культуры.
Далее остановимся на структурных компонентах экологического воспитания. Как следует из анализа подходов к определению сущности экологического воспитания, оно состоит из системы взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическая деятельность.
Под экологическим сознанием в науке принято понимать совокупность взглядов, теорий, закономерностей, отражающих в динамике развитие взаимоотношения природы и человека. Экологическое сознание предполагает миропонимание, построенное на усвоении закона: живые существа находятся в неразрывной связи со средой своего обитания. Закон в равной степени относится к растениям, животным и людям. Этого закона не может избежать никто, следовательно, его надо знать, понимать и руководствоваться в жизни и взаимоотношениях с природой [7, с. 15].
Выделяются различные классификации экологического сознания. Исходя из качества носителя экологического сознания, различают повседневное (обывательское), которое регулирует поведение, отношение, оценку человека в повседневной жизни (не выбрасывать мусор в неположенные места и др.), и профессиональное - экологическое сознание людей, которые в силу своей деятельности могут оказывать влияние на экологическую ситуацию окружающей среды. По количеству субъектов, обладающих экологическим сознанием, выделяют индивидуальное и массовое. Индивидуальное присуще отдельному человеку. Массовое экологическое сознание опирается на традиции, содержит советы, наставления, которые переходят из поколения в поколение.
Таким образом, экологическое сознание – это форма человеческого сознания (общественного или индивидуального), включающая совокупность мотивации, взглядов, теорий и идей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений между человеком и средой, которые формируется двумя основными путями: стихийно и целенаправленно.
Экологическое отношение характеризуется психологическими установками к природному и социальному окружению. Отношения отражают психологический настрой человека, особенности восприятия им экологических проблем. Экологические отношения пронизаны чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими поколениями и отражает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Разумное и ответственное отношение к природе нужно в первую очередь самому человеку, чтобы он смог стать и быть человеком, оберегая и развивая полноту и достоинство своего человеческого бытия.
Таким образом, экологические отношения – это становление субъективного отношения человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их взаимодействия. Экологические отношения представлены системой моральных принципов, установок, нравственные позиции экологического содержания, которые регулируют повседневную жизнь и деятельность людей, непримиримость ко всем проявлениям небрежного и неправомерного поведения в природе. Они определяют способность человека ориентировать свое поведение на определенные общественные нормы и образцы поведения в природе, учитывает уровень сформированности учебных, исследовательских, оценочных и природоохранных умений и навыков, опыт применения знаний в жизненных ситуациях.
Экологическая деятельность включает в себя все формы и виды деятельности людей, которые связаны с рациональным решением экологических проблем, экологизацией производства и всей социальной деятельности. Функции деятельностного компонента воспитания состоят в интеграции сознания и мировоззрения на практике, то есть в процессе взаимодействия с природной средой; формировании активной природосозидательной и природоохранительной позиции; практической экологической деятельности человека.
Итак, под экологическим воспитанием следует понимать целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный образовательный процесс, направленный на развитие экологической культуры. Структурными компонентами экологического воспитания являются: экологическое сознание, включающее совокупность взглядов, теорий, закономерностей, отражающих экологическую сторону жизни и отношений между человеком и средой; экологическое отношение, предполагающее субъективное отношение человека к природе, которое складывается и развивается в процессе их взаимодействия; экологическая деятельность, включающая в себя все формы и виды деятельности людей, связанные с рациональным решением экологических проблем, экологизацией всей социальной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Борисова Е.А. Экологическое воспитание дошкольников // Научно- методический журнал Наука и образование: новое время. 2017. № 5 (6). С. 111-112.
2.Бурлакова Т.Ю. Педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников: дис. канд. пед. наук. М., 2016. 168 с.
3.Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. 2016. № 1 (12). С. 114-116
4.Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки- Веди, 2014. С. 160-162. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6389/ (дата обращения: 29.10.2018)
5.Казарцева Т.Б., Дудова Е.В. Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников // Современные исследования. 2018: материалы Междунар. (заочн.) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова – Нефтекамск: Научно-издательский центр Мир науки, 2018. С. 55-61
6.Мисякова Л.В. Экологическое воспитание дошкольника // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 67-69. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8755/ (дата обращения: 24.10.2018)
7.Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 14-20
8.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. 7-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр Академия, 2013. 272 с.
9.Скибицкая И.И., Сорокина Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конференции. 2016. С. 167-169.;
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×