Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста" . Работа №290232

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Содержание работы воспитателя по эстетическому развитию детей  средней группы в процессе аппликации достаточно объёмно и многогранно, и, наряду с точным следованием программным рекомендациям, подразумевает и творческую работу воспитателя; нацелено на личностно-ориентированный подход и развивающее обучение и воспитание.

Для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание «творить», необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

Работа:

Н.К.Крупская писала: «Очень рано ребёнок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материалнаучить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

Для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание «творить», необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое. Т.С.Комарова считает: «Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость». Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Особое значение, по мнению Н.П.Сакулиной, имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что деятельность педагога в области художественно-эстетического развития должна быть направлена на «…развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Более конкретно содержание работы воспитателя по эстетическому развитию детей средней группы в процессе аппликации описано в программе, в соответствии с которой строится работа в конкретном детском саду. Так, программой “От рождения до школы” под редакцией Н.Веракса, предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приёмов, которыми дети должны овладевать в течение всего дошкольного детства. В обучении аппликации в средней возрастной группе перед воспитателем ставятся следующие задачи:

учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру;

приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу;

обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства.

учить располагать детали на округлых формах.

Т.С.Комарова, в рамках программы «От рождения до школы» даёт педагогам следующие рекомендации по содержанию и организации работы по аппликации в средней группе: «…необходимо продолжать расширение знаний детей о форме окружающих предметов. Главное внимание нужно уделять уточнению представлений детей о предметах. Этому служит обследование с включением движений руки по контуру предмета, использование различных дидактических игр, рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, а также наблюдения окружающей действительности. Одним из ведущих методов является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Все показываемые действия воспитатель сопровождает четками словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям. В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия, нарисовать пальцем на бумаге линию, по которой будут резать ножницами. Анализировать детские работы нужно так, чтобы дети могли назвать причины неудач, плохого качества, ошибок.

Действия педагога должны быть систематизированными, организующими практическую и познавательную деятельность детей, направленную на усвоение содержания программы, этому способствует существование множества методов обучения изобразительной деятельности.

На современном этапе развития теории обучения и воспитания ученые отмечают правомерность существования различных классификаций методов обучения. Согласно одной из традиционных классификаций методов (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин), на которой мы остановимся подробней, выделяются следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, метод проблемного изложения материала.

Все эти методы, кроме метода проблемного изложения материала, используются при работе с дошкольниками. Рассмотрим более детально каждый из этих методов.

Информационно-рецептивный метод педагогу целесообразно использовать при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. Работа воспитателя должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. При этом воспитатель в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его изображения. Целесообразно проводить короткие наблюдения, но возвращаться к объекту наблюдения 2-3 раза, постепенно расширяя знания детей о нем. Проводить наблюдение необходимо живо, эмоционально, подчеркивая красоту предмета и его качества. К информационно-рецептивным методам можно отнести и такой прием как беседа. Дети дошкольники не умеют выделять в предмете главное. В связи с этим педагог организует беседу, задает вопросы, а дети, отвечая на них называют части, цвет, форму предмета и т.д. Беседа организуется с 4-7 летними детьми. Продолжительность ее от 3 до 5 минут.

Еще один прием - указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. Заканчивая обследование, педагог спрашивает детей, с чего они начнут изображать предмет. Такой переход к началу изображения учит детей элементарно планировать свою работу. Знакомство с новыми способами изображения происходит также с помощью информационно - рецептивного метода. При этом используется прямой показ способа действия.

Перейдем к характеристике репродуктивного метода. Данный метод применяется для закрепления полученных знаний, выработки навыков и умений. Использование игровых приемов обучения повышает мотивацию детей, а следовательно и эффективность занятий. Игровые приемы для использования в работе с детьми младшей группы впервые были предложены Е.А. Флериной. В дальнейшем разрабатывались А.А. Волковой, Т.Г. Казаковой, Г.Г. Григорьевой, Т.Н. Дороновой и др. Психологические и педагогические исследования (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Е.А. Флерина, Р.А. Жуковская, Т.С. Комарова, Т.Г. Григорьева и др.) показывают, что введение игровых приемов резко повышает эффективность обучения. .

А.В.Запорожец, З.М. Истомина, Я.З. Неверович в своих исследованиях особое значение придавали созданию на занятиях игровой мотивации, которая должна побуждать детей овладевать программным содержанием. Таким образом, опытный педагог, выбирая метод обучения детей аппликации должен учитывать множество факторов. Это и жизненный опыт детей и исполнительские умения каждого.

По мнению Т.С.Комаровой на занятиях аппликацией педагогу важно:

Развивать и поддерживать активность и самостоятельность детей. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию. Учить составлять из полос изображения разных предметов. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества.

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по аппликации целесообразно составлять по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что содержание работы воспитателя по эстетическому развитию детей средней группы в процессе аппликации достаточно объёмно и многогранно, и, наряду с точным следованием программным рекомендациям, подразумевает и творческую работу воспитателя; нацелено на личностно-ориентированный подход и развивающее обучение и воспитание.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×