Рабочая программа курса «Смысловое чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования.
Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. В частности, в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться.
Рабочая программа по факультативу "Смысловое чтение"
(общеобразовательный уровень) 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Смысловое чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования.
Новый Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального образования. В частности, в разделе метапредметных требований одной из ключевых компетенций является развитие познавательных универсальных учебных действий, составляющих одну из основ умения учиться.
В содержании курса «Смысловое чтение» предлагаются познавательные тексты, под которыми мы понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов – от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом включительно.
В процессе обучения школьники будут такие тексты:
понимать
;
анализировать
;
сравнивать
;
видоизменять
;
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
При этом дети будут постоянно учиться воспринимать текст на слух и мысленно, а затем генерировать не только письменные тексты, но и устные выступления.
Курс позволяет подготовить младших школьников к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами: предлагаются познавательные тексты, под которыми понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов - от параграфа в учебнике до инструкции по пользованию пылесосом.
Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.
Цель: Пробуждение интереса к чтению и воспитание эмоционально отзывчивого читателя.
Задачи:
Формирование умения мыслить самостоятельно;
Развитие воображения и фантазии;
Помощь в становлении личности.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Факультатив рассчитан на обучающихся 9-10 лет.
Всего за год в 3 классе предполагается 34 занятия, по 1 занятию в неделю.
Курс обеспечен тетрадью- тренажером для учащихся и методическими рекомендациями для учителя.
Тексты пособия составлены таким образом, что позволяют организовать как индивидуальную работу с учеником, так и работу в группах, в парах, фронтальную. Формы работы при этом могут быть самые разнообразные.Например, один учащийся читает текст про себя, потом пересказывает его, а остальные дети, не видя текста, пытаются ответить на вопросы к нему. Если возникают затруднения, рассказчик дополняет или видоизменяет свою историю до тех пор, пока ученики не смогут ответить на вопрос.
Очень полезно для каждого вопроса найти в тексте и процитировать то место, которое содержит нужную для ответа информацию.
Можно задать вопросы, которые учащийся должен запомнить, и только потом выдать текст для прочтения и анализа. Если после чтения ребёнок забыл вопрос илине смог на него ответить, нужно вместе с ним разобраться, почему так получилось. Задания и вопросы по разнообразным текстам позволяют отслеживать неочевидные причинно-следственные связи и тем самым готовить учащихся к пониманию механизмов, действующих в экологии, экономике, праве, проявляющихся в истории науки и техники, закладывая таким образом базу для дальнейшего глубокого образования.
Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода. По предлагаемым материалам могут работать как опытные педагоги, так и родители, заинтересованные в развитии смышлёности и креативности их ребёнка.
Это пособие можно использовать как отдельно, так и в комплексе с тетрадью для творческих работ (тетрадь в линейку). Суть заданий изложена в методических указаниях к курсу.
В пособии представлены тексты двух видов: содержащие сказочные подробности (отмечены *) и предлагающие достоверную фактическую информацию.
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Предметные результаты освоения программы характеризуются системой знаний и умений блоков:
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных
праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без
искажений, выразительно
, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход
с уровня
событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под
руководством учителя
план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных
жанров; делиться
своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом
тексте, понимать
, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных
частей прочитанного
произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для
пересказа, продумывать
связки для соединения частей.
домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
сочинять свои
произведения малых
жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие
по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
пересказывать содержание
произведения выборочно
и сжато.
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный
план; соблюдать
при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; р
азличать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Основные компоненты содержания
Славная осень. (3ч.) А. Толстой"Осень!" И. Соколов-Микитов"Осень"
К.Паустовский"Наедине с осенью"
Стихи Некрасова и Пушкина об осени
Поет зима, аукает (6 ч.) А. Пушкин "Зимнее утро", А. Фет "Печальная береза"
Г. Скребицкий "Синица"
Г. Скребицкий "Белая шубка", "Заяц белый"
Е. Благинина "Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козу"
Ю. Мориц "Настоящий секрет"
В. Белов "Зима", Н. Рубцов "Мимо изгороди..."
Наши животные (6 ч.) Ю. Коваль "Лабаз"
В. Дуров "У классной доски"
К. Паустовский "Мой дом"
Б. Житков "Галка"
В. Вересаев "Братишка", В. Берестов "Прощание с другом"
Ученье - свет, неученье - тьма (5 ч.) Е. Шварц "Несчастный и счастливый день Маруси"
В. Голявкин "Совесть"
И. Бунин "Экзамены в гимназию"
И в шутку и всерьез (3 ч.) "Как у бабушки козел" (рус. нар. песня)
"Глиняшка" (рус. нар. сказка)
В. Осеева "Кто всех глупей"
Весна красна (2 ч.) А. Пушкин "Еще дуют...", В. Бианки "Синичкин календарь"
С. Есенин "Черемуха", "Сыплет черемуха снегом"
Сказки зарубежных писателей (9 ч.) Ш. Перро "Подарки феи"
Г. Андерсен "Огниво"
Братья Гримм "Храбрый портной"
Д. Харрис "Сказка про лошадь"
Д. Харрис "Братец Кролик и Братец Медведь"
Д. Родари "Пуговкин домик"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела (темы)
Количество часов, отводимых не освоение темы (раздела)
Примерные сроки, отводимые на освоение раздела (темы)
1. Славная осень.(3ч.) А. Толстой"Осень!" И. Соколов-Микитов"Осень"
1
2. К.Паустовский"Наедине с осенью"
1
3. Стихи Некрасова и Пушкина об осени
1
4. Поет зима, аукает (6 ч.) А. Пушкин "Зимнее утро", А. Фет "Печальная береза"
1
5. Г. Скребицкий "Синица"
1
6. Г. Скребицкий "Белая шубка", "Заяц белый"
1
7. Е. Благинина "Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козу"
1
8. Ю. Мориц "Настоящий секрет"
1
9. В. Белов "Зима", Н. Рубцов "Мимо изгороди..."
1
10. Наши животные (6 ч.) Ю. Коваль "Лабаз"
1
11. Ю. Коваль "Лабаз"
1
12. В. Дуров "У классной доски"
1
13. К. Паустовский "Мой дом"
1
14. Б. Житков "Галка"
1
15. В. Вересаев "Братишка", В. Берестов "Прощание с другом"
1
16. Ученье - свет, неученье - тьма (5 ч.) Е. Шварц "Несчастный и счастливый день Маруси"
1
17. Е. Шварц "Несчастный и счастливый день Маруси"
1
18. В. Голявкин "Совесть"
1
19. И. Бунин "Экзамены в гимназию"
1
20. И. Бунин "Экзамены в гимназию"
1
21. И в шутку и всерьез (3 ч.) "Как у бабушки козел" (рус. нар. песня)
1
22. "Глиняшка" (рус. нар. сказка)
1
23. В. Осеева "Кто всех глупей"
1
24. Весна красна (2 ч.) А. Пушкин "Еще дуют...", В. Бианки "Синичкин календарь"
1
25. С. Есенин "Черемуха", "Сыплет черемуха снегом"
1
26. Сказки зарубежных писателей (9 ч.) Ш. Перро "Подарки феи"
1
27. Г. Андерсен "Огниво"
1
28. Г. Андерсен "Огниво"
1
29. Г. Андерсен "Огниво"
1
30. Братья Гримм "Храбрый портной"
1
31. Братья Гримм "Храбрый портной"
1
32. Д. Харрис "Сказка про лошадь"
1
33. Д. Харрис "Братец Кролик и Братец Медведь"
1
34. Д. Родари "Пуговкин домик"
1
Итого:
34
Описание материально-технического обеспеченияобразовательного процесса.
Технические средства.
Компьютер
.
Телевизор
.
Информационные средства.
Диск. Самые умные (вопросы по литературе) Интерактивная программа, 2008
Диск. В. Даль «Сказки, загадки, пословицы, скороговорки», 2008
Учебно-методическое обеспечение.
1. Грехнева Г. М., Корепова Г.Е. Родное слово: Учебник для 3 класса в 2 частях.- Москва.: Издательство "Дрофа", 2006
2. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом.- Москва.: Издательство "Экзамен", 2018 г.
Демонстрационный материал:
1. Л.Н.Толстой
2. Русские народные сказки
3. По страницам любимых книг
4. И.А.Крылов
5. Стихи о родной природе
6. Читаем о братьях наших меньших
7. Книги о животных
8. О наших друзьях животных
9. С. Я. Маршак
10. Какие бывают загадки
11. Пословицы
12. Сказки народные и литературные
14. А. Л. Барто
15. Стихи русских поэтов о родной природе
16. Стихи о Родине
17. Читаем о детях и для детей
18. Зарубежные сказочники
19. Писатели детям
20. Фольклор народов мира
21. О детях и для детей
22. О тебе, моя Родина
23. Фольклор народов России
24. Малые жанры фольклора
25. Народные сказки
26. Сказки народов России
27. Литературные сказки.
28. Сказки писателей России
29. Сказки зарубежных писателей
30. Волшебный мир сказок
31. А.С.Пушкин