Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий. Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки, на каждом своем уроке я использую следующие современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, проектн-исследовательскую деятельность учащихся, разноуровневое обучение и дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий.
Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.
Педагогические технологии, используемые в практике работы учителя.
- проектная технология;
- здоровьесберегающие технологии;
Педагогические технологии, используемые в практике работы учителя на уровне отдельных компонентов системы.
- развивающее обучение;
- разноуровневое обучение;
- использование исследовательского метода в обучении;
- технология использования игровых методов;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии.
Педагогическая технология, используемая в учебно-воспитательной работе учителя как целостная система.
-педагогика сотрудничества на основе деятельностного подхода в обучении и в воспитании.
Педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательной работе.
- КТД (коллективное творческое дело);
- использование исследовательского метода в обучении и воспитании
Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки, на каждом своем уроке я использую следующие современные образовательные технологии:
• информационно-коммуникационные,
• проектн-исследовательскую деятельность учащихся,
• разноуровневое обучение и дифференцированное обучение,
• здоровьесберегающие технологии.
Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Дифференциация в обучении иностранному языку основывается на индивидуальных особенностях личности ученика и на индивидуальных пробелах в его знаниях. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, класс можно разделить на несколько групп. Задания для одной группы являются базовым стандартом. Работа строится на многократном повторении и выделении лексических опор. Задания для другой группы обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для выполнения заданий на применение. Третья группа получает творческие задания.
Для разноуровневого обучения на уроках я использую:
- Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
- Альтернативные задания для добровольного выполнения.
- Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Разноуровневое дифференцированное обучения применяю на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы.
1. Этап изложения новых знаний, умений.
При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы, на них отвечают сильные дети, детям с низкой мотивацией предлагаю ответить на вопросы известные из ранее изученного.
При введении новых лексических единиц, использую карточки разных уровней:
1. переведи с русского языка на английский язык;
2. переведи с английского языка на русский;
3. соедини картинку и слово;
4. подпиши картинку;
5. заполни кроссворд, чайнворд;
6. разгадай ребусы;
7. замени картинку на слово/словосочетание в предложении.
2. Этап закрепления и применения знаний и умений.
Индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются в виде заданий различной трудности. Удобно предъявлять их не только в форме индивидуальных карточек, но и в форме игры или парного (группового) задания. Учащимся раздаются карточки со слогами, из которых они составляют слова по изученной теме, затем составляют словосочетания и предложения с этими словами.
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей мотивированных предлагаю выполнить практическое задание. Для детей с низкой мотивацией предлагается работа с учебником. Со слабыми детьми повторить основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. При закреплении нового материала проводятся самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп - различное. Если материал сложный, то формируются пары, куда входит один из сильных учеников. Осуществляется дифференциация и при проведении практических работ. Используется взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.
3. Домашнее задание.
Детей с высокой мотивацией выполняют дополнительные задания творческого характера, проводят небольшие исследования, сами составляют кроссворд, ребус и т. д. Средним и слабым учащимся предлагается аналогичная работа, но для ее выполнения указывается источник. Для преодоления пробелов в знаниях детям даются небольшие дополнительные упражнения.
4. Этап проверки и оценки знаний и умений.
На этапе проверки и оценки знаний и умений, используются тестовые задания, составленные с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В работе использую перфокарты, задания на подстановку и т.д. При письменном опросе используются карточки различной степени сложности, тесты разных уровней. Используются для опроса нетрадиционные формы: выбери слова из предложенных, по определенной теме или к картинке: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. При устной проверке знаний (представление творческого проекта): первыми представляют свою работу учащихся с низкой мотивацией, сильные же дети дополняют ответы. В конце изучения раздела проводятся контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по разным уровням.
Данная технология позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь в процесс обучения каждого ученика.
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Компьютерные технологии позволяют в учебной деятельности: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; визуализировать учебную информацию; осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; развивать определенный вид мышления (наглядно-образный, абстрактный); усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств, включения игровых ситуаций); формировать культуру познавательной деятельности. Использование ИКТ качественно изменяет восприятие учащимися информации.
Для детей с ЗПР более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу прошлого или будущего. Все задания носят игровой, занимательный характер, не превышают доступный возрасту уровень сложности и формализации; позволяют перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебного процесса. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ЗПР и развивают их способности.
Применение компьютерных технологий на уроках я осуществляю в форме:
1) печатных материалов (тестов, самостоятельных и контрольных работ, дидактических материалов, текстов для чтения и пересказа, заданий по аудированию и письму);
2) разработанных компьютерных мультимедийных презентаций и презентаций учащихся;
3) использования обучающих аудио и видеоматериалов.
На уроках в средних и старших классах выходим в интернет, т.к. фотографии, картины из сети становятся единственным источником того, чтобы дети увидели достопримечательности англо-говорящих стран, известных людей и т.д. Учащиеся принимают участие в онлайн-викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет.
На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы:
www.englishforkids.ru,
www.freeclassicaudiobooks.com,
www.mes-english.com,
www.onestopenglish.ru,
www.elscafe.com,
www.englisgtips.org
www.4teachers.org/
Для формирования или совершенствования грамматических и лексических навыков: www.study.ru
wwwclub-edu.tambov.ru/main/methodic/index.php?id=40
При подготовке проектов:
www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com.
Для проведения итоговых тестов:
www.uchportal.ru/load/294
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроке считаю мультимедийную презентацию. Она может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Презентация чаще сочетается с другими видами деятельности учеников (это работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях). Презентации, сопровождающие урок как наглядное пособие, применяются для объявления темы урока, при объяснении нового материала на уроке или для сопровождения беседы на внеклассном занятии.
Ресурсы, используемые на уроках:
Презентации по иностранному языку - Иностранный язык - Учительский портал (uchportal.ru)
Презентации по английскому языку (pptcloud.ru)
Английский язык в начальной школе - Учительский Портал (easyen.ru)
Презентации по английскому языку (prezentaziya.ru)
Презентации для организации контроля знаний, умений, навыков используются для подведения итогов за четверть, за год, это тесты, дифференцированные карточки-задания.
Применение ИКТ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.
Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
Метод проектов считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в английском языке в новых не стандартных ситуациях.
Проектная деятельность вызывает особый интерес, как у учащихся среднего звена, так и у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Проекты предполагают активизацию учащихся. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Использование проектной деятельности на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом проходит гораздо легче.
Мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки. Очень интересными, также получаются проекты по темам. «Рождество в России или в Англии», «Напиши письмо зарубежному другу». В старших классах предпочтение отдается творческим проектам.
Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.
Наблюдения за учащимися в процессе работы над групповым проектом определили необходимость учета правил и принципов коллективной работы: В своей практике я практикую мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, 5-7 классы.
Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как игровые-ролевые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. На среднем и старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: "Здоровый образ жизни", «С миру по нитке», "Молодёжные группы", "Музыка".
Использование проектной деятельности можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.
В течение многих лет на своих уроках я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают школьникам легко усвоить материал без ущерба для их здоровья и ощутить удовольствие и эмоциональный комфорт от самого процесса получения знаний. Для сохранения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, устная речь, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие и тестовые задания. В своей работе я использую смену видов деятельности, дыхательную гимнастику, физкультминутки, игровые, динамические и музыкальные паузы, зрительную гимнастику, релаксацию и эмоциональную рефлексию.
Иностранный язык – один из наиболее трудных и серьезных предметов в школе. Чем комфортнее чувствуют себя дети в процессе обучения, тем выше уровень их успеваемости. Отсутствие напряжения положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а доброжелательное, терпеливое и тактичное отношение учителя помогает усвоить разнообразный материал.
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, я всегда учитываю физиологические и психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, их основные потребности в движении, общении, самовыражении, ощущении безопасности, похвале за каждый маленький успешный шаг, рисовании, конструировании, мимике, осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями и предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы усталость, чувство страха, боязни и создавали положительный эмоциональный настрой.
Важным компонентом успешного урока я считаю доброжелательную и непринужденную обстановку. Использование в работе шутливых историй, смешных картинок, игрушек настраивает ребят на позитивный лад. Позитивный настрой снижает напряжение и усталость. Наивысших результатов можно достичь, используя в своей работе похвалу и одобрение действий учащихся, так как именно поддержка ученика является важнейшим залогом успеха. На своих уроках я использую разнообразные речевые фразы для похвалы ребенка, например: “Well done!”, “How clever you are!”, “I knew you could do it”, “I respect you”, “Good boy/girl”. Именно ободряющее слово учителя вселяет в ребенка уверенность в себе, является устойчивой мотивацией к дальнейшему изучению материала и иностранного языка в целом, а в конечном итоге формирует успешную личность.
Урок начинаю с фонетической зарядки – это этап урока, который позволяет переключиться на иностранный язык, ввести учеников в атмосферу иноязычного общения и во многом определяет успех всего урока. Каждое занятие включает несколько различных упражнений.
- Упражнение «Шарик». Предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. «You are balloons». На счет 1, 2, 3, 4 дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 медленно выдыхают «Breath out».
- Отрабатывая английский звук [w], предлагаю детям подуть на воображаемое пламя свечи, губы детей должны быть округлены и слегка выдвинуты вперед. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: we, well, wet, will, wind, window, why, what, white и т.д.
- Отрабатывая английский звук [h], предлагаю детям глубоко и медленно вдохнуть через нос и выдохнуть, отогревая замерзшие руки. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: hi, he, his, hello, how, who, horse, whose, hen, her и т.д.
Формы фонетической зарядки разнообразны: хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Иногда фонетическую зарядку провожу в форме игры:
- какая группа или ряд вспомнит и запишет больше слов рифмующихся со словом cat (rat, hat, bat, fat);
- кто быстрее назовет слово с долгим звуком, чтобы оно рифмовалось, например: spot – sport, live – leave, slip – sleep, ship – sheep;
- кто быстрее закончит стихотворную строчку:
1. Watch that dog! 2. The ground is white,
He runs for a … (frog). All day and all … (night).
Такие игры развивают интонационный и фонематический слух детей, их творческие способности, воспитывают эмоциональное отношение к слову, необходимое для овладения английским языком.
Чтобы уменьшить негативное влияние учебной нагрузки, необходима смена видов деятельности. По этой причине я считаю целесообразным проведение на каждом уроке физкультминуток для предупреждения утомления. При подборе необходимых стихотворений-физкультминуток я придерживаюсь следующих правил: во-первых, выполнять упражнения удобнее под стихи с четким ритмом, во-вторых, чтобы не сбивать дыхание у детей при выполнении упражнений, текст лучше воспроизводить в записи. Провожу музыкальную зарядку с использование различных движений: Например:
T. Stand up!
Hands up, hands down, Clap, clap, clap your hands.
Hands on hips, sit down. Clap your hands together. (2 times)
Hands up, to the sides. Stamp, stamp, stamp your feet
Bend left, bend right. Stamp your feet together. (2 times)
One, two, three, hop,
One, two, three, stop!
Stand still!
Музыкальные паузы во время учебного процесса играют важную роль, так как это хороший вид релаксации.
Разнообразные стихи и рифмовки для физкультминуток поддерживают интерес учащихся к этому виду деятельности. Дети становятся более дисциплинированными, собранными и организованными, сохраняя высокую работоспособность на протяжении всего урока.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, это - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. При проведении игр я учитываю не только воспитательные цели, но и добиваюсь того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес и оказала положительное влияние на процесс обучения, облегчила овладение знаниями, умениями и навыками, способствовала их актуализации. Я использую игры для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в мяч имеет несколько вариантов:
- учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода;
- учащийся выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет 5 слов по изученному материалу (одежда, характер человека, продукты питания).
В средней и старшей школе ребятам нравятся ролевые игры. Они дают возможность воссоздания различных отношений, в которые вступают люди в обычной жизни. Например, на уроке «Дом, милый дом» в 6 классе используется ролевая игра «Интерьер-дизайнеры»». Игра оживляет урок, способствует созданию благоприятного психологического климата, вызывает интерес к изучению иностранного языка, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает мотивацию, влияет на развитие внимания, памяти, развивает навыки сотрудничества. Ученики всего класса объединены в 3-4 команды, каждая из которых проектирует одну из комнат загородного дома. Каждая команда имеет картинки с изображением мебели. На уроке ребята демонстрируют результаты своей работы.
На среднем и старшем этапах обучения возрастает количество программного материала, соответственно увеличивается визуальная нагрузка и неуклонно растет количество детей с плохим зрением. Для снятия напряжения провожу разрядку в виде упражнений для глаз.
Close your eyes. Open your eyes.
Turn your eyes to the left,
Turn your eyes to the right.
Look up, look down, look around.
Look at your nose,
Look at that rose.
Close your eyes, open, wink and smile.
Your eyes are happy again.
Можно предложить детям закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги, вращать глазами по часовой стрелке и против нее, следить за кружением воображаемого падающего листика с дерева, на доске начертить какую-либо кривую, овал, знак бесконечности, ученикам необходимо пробежать глазами по этим линиям несколько раз в одном, а потом в другом направлении.
На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев, что способствует концентрации внимания и снимает психологические трудности в общении.
Tommy Thumb, Tommy Thumb, where are you?
Here I am (дети показывают большой палец правой руки)
Here I am (дети показывают большой палец левой руки)
How do you do (большие пальцы обеих рук «здороваются»).
Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребенком на уровне тактильных ощущений. С помощью таких игр я ввожу новые лексические единицы, отрабатываю фонетику и речевые образцы.
На уроках на всех уровнях обучения я использую песни. Песня – один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. С помощью песни заучивается лексика, отрабатывается фонетика языка, практикуются грамматические структуры. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, чтобы снять напряжение и восстановить работоспособность.
Важно не только снять напряжение, возникающее у детей в процессе обучения, но и научить их правилам гигиены и здорового образа жизни в повседневном обиходе. Для решения этой задачи я использую современные учебные пособия. В УМК Кузовлева В.П. English есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни.
Так, в ходе работы над темой «Рабочий день» ученики сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для сохранения здоровья. Изучая тему «Пища и здоровье», школьники знакомятся с правильным режимом питания, расширяют свои знания об этикете, узнают, как решить проблемы, связанные с лишним и недостаточным весом, частыми простудными заболеваниями, усталостью, стрессом.
В старших классах дети обсуждают вредные привычки молодежи, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма. В процессе выполнения проектных работ школьники самостоятельно ищут, систематизируют и творчески перерабатывают необходимую информацию, учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и своих товарищей. Данный вид работы помогает самостоятельно планировать свои действия, творчески мыслить, проявлять свою индивидуальность, способствует формированию личностных и регулятивных УУД. Все это оказывает положительное влияние на психо-эмоциональное состояние детей.
Особое внимание следует уделять окончанию урока. Здесь недопустима спешка. Необходимо, чтобы на все вопросы ученики получили ответы. Использую разнообразные формы домашнего задания, которые носят дифференцированный характер, подробно их комментирую.
Рефлексия – это неотъемлемая часть завершения уроков. Для ее проведения я использую различные приемы. В средних и старших классах в конце урока предлагаю на выбор детям грустные и веселые «смайлики», задаю вопросы: «Are you in a good mood? What smile do you choose? дети отвечают на них и выбирают смайлики, соответствующие их настроению.
На мой взгляд, здоровьесберегающие образовательные технологии – важнейшие среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье школьников. Их использование способствует укреплению и сохранению здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах, позволяет успешнее овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, преодолевать трудности, предотвращать усталость и утомляемость, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, создает условия для самовыражения учащихся и открывает простор для педагогического творчества.
Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным и информационно насыщенным. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование современныхтехнологий в преподавании английского языка является неотъемлемой частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным.