ФГОСы в до.образовании: цели задачи методика проведения занятий выводы использования. Применение на практике ФГОСов в образовании. Разница между основными направлениями обучения и обучения по ФГОС в спортивной направленности. Дополнительное образование спортивного направления: тренровочный процесс и ФГОСы.
Выступление на тему: ФГОС в дополнительном образовании.
Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении обучающих занятий в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход . Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Традиционное занятие – это когда меня (ученика) учат. Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся). На спортивных дополнительных занятиях должны создаваться условия для активности обучающегося.
Основные задачи таких занятий на сегодня – не просто вооружить обучающегося навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий. УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на спортивных дополнительных занятиях данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.
1. Методика формирования УУД направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом, стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению видам спорта, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения , прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.
2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа занятий, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на спортивных дополнительных занятиях:
Личностные
1.Самоопределение
2.Смыслообразование
Регулятивные
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
Познавательные
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Структура занятия должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?
Должно быть осмысление занятия. Соответственно между частями занятия должны быть логические связи:
1. Актуализация, постановка проблемы, мотивация
2. План, целеполагание
3. Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей
4. Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.
5. Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.
6. Коррекция
7. Реализация
8. Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач
Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на занятиях должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – это направляющая сила. Сложно перестраиваться, но задача легко выполнима.
Таким образом, обучающийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на занятии традиционного типа теперь должен стать главным деятелем. Занятия нового поколения должны быть построены так, чтобы учащиеся сами осознавали, додумывались о целях и задачах, способах достижения намеченных целей. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать.
Получается, что каждый урок должен быть для ученика исследовательским или мини-проектом и учитель при этом может только предполагать по какому плану пойдет занятие.
Результативность урока физкультуры. ФГОС предполагают уровневую результативность деятельности учащихся: знания, убеждения, опыт. Современный урок физкультуры предполагает приобретение осознанного самостоятельного опыта в плане физической активности в жизни ребенка:
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно- гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
• участие в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю; ведение краеведческой, поисковой, экологической работы в местных и дальних туристических походах, и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. Все вышеуказанное и составляет комплексную ориентацию человека на свой выбор здорового стиля жизни. Уроки физкультуры, как пусковой механизм, в этом процессе составляют первое звено в цепочке причинно- следственных связей на пути к здоровью. Это нужно осознать и стараться реализовывать на практике.
Список литературы
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. — 2-е изд., — М., 2010.