В данной статье рассматривается специфика обучения речи детей с нарушениями слуха. Наиболее значимыми для достижения автоатизма операций и действий необходимых для построения предложений являются спкециальные тренировочные упражнения. Система включает задания внутри каждого вида упражнений. Составление предложений по картинке, вопросам, данному слову, из данных слов, деформированных фраз, в восполнении пропущенных элементов текста. ФГСР осуществляется на основе общедидактических принципов, с учётом усвоения грамматических закономерностей слабослышащих школьников.
Формирование грамматического строя речи у слабослышащих обучающихся на уроках русского языка.
Специфичность обучения речи детей с нарушениями слуха заключается в невозможности опереться на практическое овладение языком, так как ассоциации, стереотипы, обобщения, сформированные в процессе речевой практики слабослышащих детей, деформированы и ограничены. Эти особенности могут быть исправлены только в результате специально организованной практической работы.
Специфика работы на уроках русского языка по преодолению аграмматизмов у детей с нарушениями слуха заключается в развитии у обучающихся следующих умений:
умения анализировать языковой материал;
синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка;
обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков.
На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем в ходе выполнения специальных заданий включаются в коммуникативные высказывания.
Работа по формированию данных умений последовательно решается на следующих уровнях:
первый уровень: понимание обучающимися отдельных словосочетаний, выражающих определенные значения и употребление их в связной речи (I – III классы);
второй уровень: систематизация (обобщение) языковых фактов (III - V классы).
Наиболее значимыми для достижения автоматизма операций и действий, необходимых для построения предложений разной структуры являются специальные тренировочные упражнения.
Система упражнений включает в себя систему заданий внутри каждого вида упражнений. Например, в 3 классе обучающиеся получают задание: «Вставь слова, измени окончания. Поставь вопросы к этим словам и к глаголам».
Выбор упражнений определяется характером материала и специфичностью конкретных задач его усвоения, однако, к любому программному материалу обязательно должны подбираться задания, рассчитанные на тренировку в сочетаемости слов.
Конкретно эти упражнения выражаются в составлении предложений по картинам, вопросам, данному слову, из данных слов, деформированной фразе, в восполнении пропущенных элементов текста (слова, словосочетания, окончания, предлога).
Пропущенные слова могут даваться для справок или подбираться учащимися самостоятельно и с ориентировкой на заданные условия. На завершающем этапе работы над синтаксической конструкцией школьникам можно предложить упражнения в составлении предложений по схеме (кто? что делает? что? где? и др.), которые даются в соответствии с изучаемой разновидностью предложения.
При выполнении этих упражнений дети включаются в деятельность, которая способствует развитию комплекса речевых навыков: дифференциации смысловых и формальных признаков, определения семантической совместимости или несовместимости, ориентировки в формах, преобразования форм и др.
Наряду с конструированием предложений школьники упражняются в составлении словосочетаний. Эти упражнения также имеют несколько вариантов — подбор к слову другого из числа данных для справок, комбинирование слов по вопросам, образование словосочетаний из двух слов. Во многие упражнения на построение словосочетаний включаются задания, направляющие внимание на решение какой-то особой грамматической задачи: даются, например, слова, к которым надо подобрать другие, отвечающие на вопрос где? (. . . по реке, ...на столе, ... в ящике); в другом случае после составления словосочетания нужно поставить вопросы к словам.
Упражнения можно строить как на базе предложений, так и на материале диалога, беседы, связного текста.
Система тренировочных упражнений является важнейшим методическим условием, способствующим формированию грамматического строя речи слабослышащих обучающихся.
Формирование грамматического строя речи детей с нарушениями слуха осуществляется на основе общедидактических принципов, а также с учетом особенностей усвоения грамматических закономерностей слабослышащими школьниками.
В соответствии с ведущим принципом обучения детей с нарушениями слуха языку, формирование грамматических умений и навыков осуществляется на основе принципа обеспечения речевого общения школьников (принцип коммуникативной направленности). И отбор материала, и характер занятий с ним, и критерии овладения материалом – все это должно быть подчинено тому, чтобы на основе постепенной грамматизации речи детей она служила средством общения.
Осознанное отношение к учебным операциям с материалом упражнений, многократное выражение в предложениях типовых значений языка, наблюдения за изменениями значений в связи с изменением форм - эти и многие другие факторы создают постоянный речевой фон на уроке и способствуют тренировке речевых навыков.