Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Финансовая грамотность детей дошкольного возраста. Работа №311952

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Финансовое просвещение детей старшего дошкольного возраста. 

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

Работа:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 г. Петропавловска- Камчатского

 

 

 

Доклад для воспитателей

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Воспитатель Анциферова Наталья Вадимовна

 

 

 

2022-2023г.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Она знакомит их с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а также с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность и трудолюбие.

В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран. Отдельный блок программы посвящен рекламе – для того, чтобы дети научились объективно ее оценивать и отличать свои реальные потребности от навязанных.

Еще одна задача программы – помочь малышам с раннего детства сформировать полезные экономические навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Программа включает теоретические материалы и учебную литературу, а также примеры игр и конкурсов, детские сказки, пословицы и поговорки по каждой теме. На основе этих рекомендаций педагоги могут разрабатывать занятия самостоятельно. В программе даны все необходимые для этого методики и материалы».

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи Программы.

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах)

Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц.

При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.

 

 

 

Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника

формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;

закрепление разумных материальных потребностей;

формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом,

о

хорошем – плохом.

Как вариант метода можно использовать проектную деятельность, где систематично и последовательно давать детям новые знания по финансовой грамотности (проводить образовательную деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, виртуальные экскурсии, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, викторины, дидактические игры и др.). Сроки реализации проектов могут быть разные: краткосрочный , среднесрочный, долгосрочный.

Цель и задачи могут также быть различными, например:

формирование представления детей о деньгах: как и где они зарабатываются.

расширение представлений, о том, как планируется и расходуется семейный бюджет;

получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

На заключительном этапе продуктом проектов можно представить: оформление тематических выставок, обогащение РППС группы (создание центра финансовой грамотности), создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Банк». Приобретение настольных игр по финансовой грамотности, ассортимент очень большой.

В процессе подготовки к докладу познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова, программа А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика»

Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, поэтому, считаю что в активном взаимодействии с родителями воспитанников можно достичь необходимых результатов по формированию финансовой грамотности у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Рекомендуем прочитать:

Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.

Бродникова

Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб

.,

Питер, 2013.

Кийосаки

Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.

Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.

Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.

Годфри

Джолайн

. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006

Нормакова

И.В.,

Протасевич

Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.

Сахаровская

Ю.

Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.

Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.

Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.

Эггерт

Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×