физическая культура как путь к здоровью
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Пояснительная записка
«Физическая культура, как путь к здоровому образу жизни учащихся»
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.
Работа по теме «Физическая культура, как путь к здоровому образу жизни учащихся», позволила мне создать систему работы с детьми, которая способствует выявлению и развитию спортивно-здоровых детей, приобретению обучающимися таких позитивных социальных ценностей как, здоровый образ жизни, стремление к победе и творчеству.
Но существует ряд проблем, которые снижают интерес к спорту:
- дети пассивны, не имеют увлекающего их дела;
- отсутствие в деревне условий для занятий спортом;
- отсутствие психологического комфорта, ухудшение физического
здоровья учеников;
- негативно сказывается на результатах физкультурно-оздоровительной
работы в школе;
Но ключевой проблемой является: потеря смысла физической активности. Что даст решение этой проблемы?
Нахождение и обретение учащимися смысла занятий физической культурой и спортом и есть реализация одной из ключевых идей федерального государственного стандарта в области физической культуры, который направлен на:
- осознание учащимися значимости физического воспитания для дальнейшей практической деятельности;
- понимание роли значения физической культуры
- в формировании личностных отношений;
- в активном включении в здоровый образ жизни;
- укреплении и сохранении индивидуального здоровья.
Причины:
- Личный пример большинства родителей, который «убивает» в детях мотивацию к самостоятельным и систематическим занятиям физическими упражнениями.
- Стереотип в физкультуре: повторение, копирование физических упражнений за учителем без осмысления самого действия.
- Ложное представление о том, что технологии и лекарства могут заменить оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями.
- Изменившиеся условия жизни, процветание технологий, заменяющих живое общение и уводящих в виртуальность.
Следствия:
- Родители ограничивают детей в физической активности из-за страха перегрузок, возможных травм или, как сами они говорят « чтобы дети не мешали и вели себя спокойно».
- Выраженный разрыв между знанием о необходимости физической активности и наличием физической активности в жизни.
- Гиподинамия.
- Избыточное и зачастую неоправданное использование фармакологических средств.
- Снижение эффективности умственной деятельности и ограничение возможностей общего развития человека.
На мой взгляд, ученику для психологического комфорта нужно:
чтобы он был здоров
;
б
ы
л занят увлекательным
делом
;
мог быть самим
собой
;
н
е был обременен внутренними психологическими проблемами
;
ч
тобы его окружали педагоги с активной жизненной позицией и увлеченные дети
.
Цель моей работы: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников.
Учитывая обозначенные цели, мною определены следующие задачи работы с детьми:
-активная пропаганда здорового образа жизни;
-профилактика правонарушений;
-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
-повышение активности обучающихся;
-формирование потребности коллективной работы;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения
к своему здоровью.
Реализация моего проекта соответствует требованиям ФГОС ОО:
* направленность федерального государственного стандарта
ОО подтвердила важность проводимой работы;
*обеспечение условий создания социальной ситуации развития
обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию
посредством личностно значимой деятельности;
* работа по проекту на основе системно - деятельностного подхода;
* обеспечение формирования готовности к саморазвитию;
проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования;
* единая нацеленность стандарта и проекта на становление
личностных характеристик обучающихся;
*осознанно выполняющий правила здорового образа жизни;
* осознающий и принимающий ценности человеческой жизни,
семьи, гражданского общества;
* любящий свой край и своё Отечество;
Я считаю, что реализация проекта соответствует требованиям
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Предметные результаты:
*развитие двигательной активности обучающихся, достижение
положительной динамики в физическом развитии;
* формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-
спортивных и оздоровительных мероприятиях;
* формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Метапредметные результаты:
* умение определять цели и ставить для себя задачи;
* умение самостоятельно планировать пути достижения цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные результаты:
* усвоение традиционных ценностей, ценности здорового образа жизни;
* воспитание патриотизма;
* развитие опыта участия в социально значимом труде
* участие в общественной жизни с учетом региональных особенностей.
Учебный процесс я строю таким образом, чтобы в деятельности детей преобладали игровая и соревновательная деятельность. Для этого я использую межпредметные связи, стремлюсь к повышению результативности процесса обучения и воспитания, формированию устойчивых интересов и склонностей учащихся к физической культуре.
Это интегрированный урок истории и физической культуры «Из страниц истории нашей деревни» (Соколова С.В., Усов В.В.), урок физики и физической культуры «Свойства льда» (Новикова Л.И., Усов В.В.), внеклассное мероприятие по окружающему миру «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (Мотолыгина Т.А., Усов В.В.).
В своей работе я пользуюсь современными образовательными технологиями в физкультурно-оздоровительной работе:
- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии;
- технологию деятельностного метода;
- игровую технологию;
- технологию личностно-ориентированного обучения;
- технологию проектной деятельности;
-ИКТ.
Для повышения двигательной активности и физической подготовленности использую в работе с учащимися я наиболее эффективно использую следующие формы работы:
* секционные занятия по видам спорта;
* спортивные соревнования, конкурсы;
* работа по индивидуально-групповым планам;
* сотрудничество с родителями, медиками, тренерами ФОКа,
учителями физической культуры других школ
Данные формы деятельности имеют практическую направленность, которая побуждает учащихся к самостоятельному выбору решений, формирует физические способности.
Работая по теме «Физическая культура, как путь к здоровому образу жизни учащихся», я постоянно совершенствую методы обучения и дополняю ранее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать физические качества учащихся, умение самостоятельно приобретать знания из разных источников, воспитывать творческую личность.
Мои воспитанники участвуют различных конкурсах и занимают призовые места: 3 место(командное) в районных соревнованиях по смешанному волейболу; 3 место в соревнованиях 4 ступени Всероссийского комплекса ГТО; 2место в районных соревнованиях по лыжным гонкам и т.д.
Однако я не останавливаюсь на достигнутых результатах, т.к. в процессе работы возникают все новые вопросы, ответы на которые могут и должны быть получены при дальнейшей работе.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»
А. Дистервег.
«Обучиться чему-то можно только делая это» - Джон Дьюи