Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование читательских интересов у младших школьников . Работа №289998

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование читательского интереса необходимо начинать уже в начальной школе. Чтение залог успешного формирования личности ребенка и его дальнейшего развития и самореализации в обществе. Для того чтобы читательский интерес сформировать необходимо создать определенные условия.

Ø применение различных форм организации учебных занятий;

Ø формирование читательской компетенции учащихся, посредством применения нестандартных методов и приемов;

Ø мотивация к творческой деятельности младших школьников.

Сформированность читательского интереса можно определить по следующим показателям:

Ø эмоциональное восприятие литературы и процесса чтения;

Ø устойчивое стремление к чтению разнообразных художественных произведений;

Ø положительное отношение к чтению;

Ø желание читать произведения определенного жанра;

Ø ориентация в особенностях и свойствах художественной литературы: жанрах, тематике;

Ø наличие навыков пользования информационными ресурсами, заложенными в книге.

Ø желание обсудить с другими прочитанное;

Ø активная познавательная ориентация на конкретный объект или процесс, связанный с чтением.

 

Работа по формированию читательских интересов можно выстроить по следующим направлениям:

Ø развитие свойств личности, выступающих предпосылками раскрытия творческого потенциала личности (прежде всего наблюдательность, активность, сообразительность, коммуникативные навыки, умения осмысленного восприятия информации и навыки ее анализа; волевые качества и навыки борьбы с трудностями, а также воображение);

Ø овладение техникой чтения;

Ø применение исследовательской работы в учебном процессе;

Ø творческие занятия.

Работа:

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать».

Д.Дидро

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.

Этапы формирования читательских интересов:

 

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

 

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

 

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Большую работу по формированию читательского интереса выстраивает непосредственно учитель. Он ориентирует детей на расширение читательского опыта, формирование умения читать и делать это самостоятельно.

Условия для успешного формирования читательского интереса:

п

рименение различных форм организации учебных занятий;

ф

ормирование читательской компетенции учащихся, посредством применения нестандартных методов и приемов;

м

отивация к творческой деятельности младших школьников.

Сформированность читательского интереса можно определить по следующим показателям:

эмоциональное восприятие литературы и процесса чтения;

устойчивое стремление к чтению разнообразных художественных произведений;

положительное отношение к чтению;

желание читать произведения определенного жанра;

ориентация в особенностях и свойствах художественной литературы: жанрах, тематике;

наличие навыков пользования информационными ресурсами, заложенными в книге.

желание обсудить с другими прочитанное;

активная познавательная ориентация на конкретный объект или процесс, связанный с чтением.

 

Работа по формированию читательских интересов можно выстроить по следующим направлениям:

развитие свойств личности, выступающих предпосылками раскрытия творческого потенциала личности (прежде всего наблюдательность, активность, сообразительность, коммуникативные навыки, умения осмысленного восприятия информации и навыки ее анализа; волевые качества и навыки борьбы с трудностями, а также воображение);

овладение техникой чтения;

применение исследовательской работы в учебном процессе;

творческие занятия.

Формы работы с литературным произведением.

 

На уроках литературного чтения создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

 

Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

 

Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

 

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

 

Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

 

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации. Предпринимались попытки ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

 

Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

 

В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Виды уроков литературного чтения:

Уроки-исследования текста.

Уроки-игры, путешествия.

Интегрированные уроки.

Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).

Уроки-проекты.

Обобщающие уроки.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот , кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» (Э.Тоффлер)

Технология критического мышления .

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Приём – «Чтение с остановками».

 Материалом для его проведения

служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «

Синквейн

».

  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению

уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником»

 применяют при введении нового материала

на

этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

        Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Назовите главных героев произведения.

Где происходят события?

Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

Что однажды произошло?

Что случилось с собачкой через год?

Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.

Чем заканчивается быль?

Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.

Каково ваше впечатление от рассказа?

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

 Применяется как на стадии  объяснения нового

материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Мозговой штурм»

 позволяет активизировать младших школьников,

помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей,  учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Приём «Уголки»

 можно использовать на уроках литературного чтения

при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

        Такой приём можно использовать, работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди  положительных качеств главных героев (Лёльки и Миньки) дети назвали послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

Приём «Написание творческих работ»

 хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.                                                    

Приём «Создание викторины».

 После изучения темы или нескольких тем дети

самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Приём «Логическая цепочка».

 После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Тонкие и толстые вопросы».

 Дети учатся  

различать те вопросы,

на

которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?               Что…?

Когда…?           Может…?

Будет…?           Мог ли …?

Верно ли …?     Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Памятки для формирования читательской компетенции обучающихся начальной школы.

 

 

 

ПАМЯТКА №1 Пересказ текста

 

1. Читай текст неспешно, внимательно, проговаривая новые слова.

2. Обрати внимание на количество абзацев.

Помни, это микротемы, важные для понимания смысла текста.

3. Составь простой план по абзацам текста.

4. Выдели ключевые слова, необходимые для передачи смысла каждого абзаца.

5. Подготовься к пересказу текста на основе плана и ключевых слов.

6. Перескажи текст, исключив ненужные подробности. .

7. Старайся, чтобы твоя речь была убедительной, понятной и интересной для слушателей.

8. Подготовься к ответам на вопросы по содержанию текста.

ПАМЯТКА №2 Культура устной речи

 

"Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст".

1. Будь вежлив и внимателен в разговоре, не перебивай собеседника, выслушай его. Если не понял или прослушал, скажи; "Извините, мне не ясно",— и попроси повторить и разъяснить сказанное.

2. Не вмешивайся в разговоры старших, попроси разрешения сообщить известное тебе по интересующему вопросу.

3. Говори только то, что знаешь.

4. Не будь многословным, излишние подробности никому не интересны.

5. Не говори слишком громко, стараясь перекричать собеседника.

6. Подбирай слова, которые лучше выражают мысль.

7. Следи за своими манерами, не размахивай руками во время разговоров, не употребляй грубых выражений, кличек, прозвищ.

 

ПАМЯТКА №3 Рецензия на ответ товарища

 

1.Понравился ли ответ? Оцени доступность информации и интерес к ней.

2,Проведена ли основная мысль в ответе?

3.Доказательно ли, последовательно ли звучал ответ?

4.Насколько правильны и самостоятельны примеры?

5.Культура речи (нет ли речевых и грамматических ошибок?).

6.Сделано ли обобщение, выводы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×