Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование читательской грамотности в контексте ФГОС. Работа №338466

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня - глобальная всемирная сеть .Важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.Функционально грамотная личность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.

Работа:

«Формированию читательской грамотности в контексте требований ФГОС в начальной школе»

Слайд 1 Я, Семенова Оксана Владимировна, учитель начальных классов ставлю перед собой вопрос «Как не только давать знания детям, но и научить применять их в жизненных ситуациях?»

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Слайд 2 На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня - глобальная всемирная сеть.

И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.

Слайд 3 Обновлённый ФГОС определяет функциональную грамотность как «способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».

Функционально грамотная личность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь.

Слайд 4 Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность.

Почему вопрос читательской грамотности в последнее время стоит так остро? На этот вопрос, мне кажется, очень хорошо ответит ситуация из нашей жизни. Слайд 5 Из этой ситуации мы делаем вывод, что дети или не читают, или читают, но не понимают прочитанное.

Слайд 6 Думаю, что никто не будет спорить со мной, что читательская грамотность является ключевой основой формирования УУД.

Рассмотрим базовые компоненты читательской грамотности. Чтобы достичь высокого уровня читательской грамотности нам необходимы те компоненты, те фундаментальные составляющие, которые уже есть у наших детей. Это умение логически мыслить, по уровню наших детей техника чтения, это определенный уровень речевого развития, это мотивация, желание работать и это хоть пусть и небольшой, но всё-таки жизненный опыт, который есть у наших детей.

Также мы с вами должны помнить, что освоение читательской грамотности связано с освоением определённых речевых единиц. Пирамида перевёрнута не просто так, внизу её находится малая речевая единица (слово), потом идут фразы (словосочетания), затем из фраз мы строим предложения, это уже целая мысль, а не просто сочетание слов, далее из предложений мы строим тексты и из текста мы выходим в надтекстовое пространство.

Это всё стоит на маленькой вершине, поэтому начинаем работать над развитием читательской грамотности с минимальных единиц. С возрастом детей каждый из слоёв пирамиды постепенно расширяется, поэтому нужно включать в работу каждого года каждый из слоёв.

Так каким же образом построить эту глобальную работу, если в неделю всего 4ч. чтения, а в 4 классе итого меньше? Слайд 7 Оказывается, развитие читательской грамотности — это задача не только уроков литературного чтения, но и множества других уроков. (Музыка, ИЗО и т.д.)

Формирование читательской грамотности напрямую связано с освоениями названых мною базовых компонентов. Расскажу о каждом слое формирования читательских умений.

Работа со словом «Слова, слова…»

Такая работа

выполняет

ся

с 1 класса. Наверно, ред

кий учитель не использует такие упражнения.

Слайд 8

Помимо данных заданий я часто применяю игровые упражнения на уроках чтения.

Сл

айд 9

Н

апример, «Найди кноп

ку». Какие буквы изменились и при этом слова п

олучились новые. На какую кноп

ку-букву можно нажать и её изменить, чтобы получились новые слова. Упражнение «Переменка», когда меняем слоги в словах. «Что я умею» когда к картинке животного из списка глаголов подбираем те, которые подходят к данному животному или наоборот не подходящие. «Невидимка

,

покажись» в столбике существующие и несуществующие слова

, нужно подчеркнуть которые не существуют или наоборот.

Слайд 10 Еще я учу детей видеть логику в словах. Что слова существуют не сами по себе. Между ними есть связь. Они могут образовывать группу, обозначать одно и то же, быть противоположными по значению и т.д. В этом мне помогают наглядные пособия (картинки, карточки со словами) Слайд 11 Насыщаю работу со словами включая работу с различными видами словарей. Расширяя словарный запас детей, делая его более активным.

Слайд 1

2

Р

аботая с лексическим значением слов начинаем связывать слова с другими словами. Например, по теме имя прилагательное говорим, с какими существительными можно связать по смыслу

имя прилагательное. Примеры заданий, для того чтобы ученики увидели, как имя прилагательное обогащает нашу речь.

Слайд 1

3

Представлены задания не только с уроков русского языка,

но и с классного часа.

Слайд 1

4

Далее

переходим на следующий уровень

– это работа с предложениями.

На какие моменты в предложении я обращаю

внимание, чтобы выйти на уровень читательской грамотности.

Это порядок слов в предложении и логическое ударение. На помощь приходят карточки. В которых

есть

предложения, где изменён порядок слов,

дети

ставят

лексическое ударение, отвечают

на вопросы, задаваемые предложениями. Большое значение имеет работа с простыми и сложными предложениями, с распространёнными и нераспространёнными и эмоциональная окраска. Почему в одном предложении ставим восклицательный знак

, а в другом нет?

Слайд 1

5

Вот и дошли до работы

с текстом «В поисках смысла»

.

Делиться на

3 этапа:

до

,

во время и после прочтения текста.

На этих этапах я использую

некоторые приёмы.

Слайд 16

«Паутинка ассоциаций» дети «набрасываю» о чём будет произведение, зная его автора, посмотрев на иллюстрации. Игра «Плюс

/

минус», когда один предполагает, о чём будет произведение, а остальные реагируют согласны или не согласны. Фантастика, предлагают, чего в тексте точно не может быть. Вопрос-предвосхищение — это когда я «закидываю интересную удочку» своим вопросом, который они всегда держали в голове и

при

чтений думали это да или нет.

Остановлюсь на приёме Инсёрт. Потому что это очень хорошее осмысление текста. «Я знал» - +, «Это для меня новое» - V, «Что-то удивительное» - !

Слайд 17 Очень хорошо помогает осмыслить текст задавание вопросов. Вопросы с моими детьми существуют трех типов.

Про толстые и тонкий я думаю все слышали, а вот третий вид вопросов появился благодаря Елене Селезнёвой блогеру, и это портальный вопросы. Портальные вопросы – это те, которые выходят за рамки текста, это вопросы из обычной жизни, которые у детей возникают по ходу текста.

Слайд 18 На своих уроках работаю с текстом я детям обязательно даю опоры, которые помогут им разобраться в структуре, понятии.

Задания, созданные самими детьми это надтекстовое пространство

Слайд 19 Так же решили вести «Читательский дневник». В своих дневниках дети рисуют героев произведений, сочиняют свои сказки, стихи, рассказы, учаться писать отзывы о прочитанных произведениях.

Читая различные произведения, записывая общее содержание в «Читательский дневник», ребёнок тренирует не только навыки письма, но и развивает читательские навыки, культуру читателя.

Формированию читательской грамотности также способствует и проектная деятельность, в процессе которой требуется найти необходимую информацию по теме, обработать её. Ещё и на занятиях внеурочной деятельности, я веду «Читаем, считаем, наблюдаем».

Слайд 20 В работе над лексикой огромным преимуществам является использование материалов платформы учи.ru, ЯКласс, Скайсмарт, Яндекс учебник, РЭШ и др.

Я часто призываю своих учеников к выполнению «правила 20-ти минут в день». Оно гласит: чтобы стать успешным в каком-либо деле, на него ежедневно нужно выделять как минимум 20 минут. Зачем же нужно читать 20 минут в день? Для того чтобы быть образованным, начитанным человеком, с богатым словарным запасом.

Слайд 21 Ребёнок, который владеет читательской грамотностью будет способен свободно ориентироваться в окружающем его мире, действовать в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества, а также легко ориентироваться в мире информации.

Спасибо за внимание! Буду рада ответить на ваши вопросы.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×