Финансовая грамотность — это умение эффективно управлять своими финансами, принимать взвешенные решения и понимать основы экономических процессов. Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста — задача, которая становится особенно актуальной в условиях современного общества. Понимание финансовых основ закладывается в детском саду, где происходит важный этап в социализации и образовании ребенка.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Корнейчук Татьяна Петровна, воспитатель
МОУ "Гимназия № 56" ДО корпус 5, г. Люберцы д.п. Красково
Финансовая грамотность — это умение эффективно управлять своими финансами, принимать взвешенные решения и понимать основы экономических процессов. Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста — задача, которая становится особенно актуальной в условиях современного общества. Понимание финансовых основ закладывается в детском саду, где происходит важный этап в социализации и образовании ребенка.
Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе. Их задача — создать такие условия, при которых дети смогут развивать навыки, связанные с пониманием денег, ценностей и основ потребления. Одним из основных методов формирования финансовой грамотности является игра. Игровая деятельность помогает детям освоить необходимые знания и умения в ненавязчивой и интересной форме. Например, можно организовать ролевую игру "Магазин", где дети берут на себя роли продавцов и покупателей. В процессе игры они учатся ценам, совершению сделок и взаимодействию друг с другом.
Важно не только знакомить детей с понятием денег, но и учить их, как правильно планировать свои расходы. Для этого воспитатель может организовать занятия по "доске покупок", где дети вместе с педагогом составляют список необходимых вещей для игры или праздника. В процессе обсуждения дети могут понять, каково значение каждого предмета и сколько денег они могут потратить на покупку. Это учит их важным навыкам: планированию, рациональному расходованию ресурсов и умению определять приоритеты.
Кроме того, стоит обратить внимание на практические аспекты финансовой грамотности. Например, можно провести занятия, на которых дети будут учиться копить. Для этого можно использовать простые методы, такие как копилка. Воспитатель может предложить детям создать свои собственные копилки, в которые они будут складывать "заработанные" деньги. Это может быть связано с выполнением определенных задач в группе или же с тем, как они помогают взрослым. Такой подход поможет детям понять, что деньги не появляются просто так, а требуют усилий и времени.
Финансовая грамотность также включает в себя понятие ценности труда. Воспитатели могут организовать мини-проекты, где дети выполняют простые задания, за которые они получают "зарплату" в виде условных денег. Это может быть уборка игрушек, помощь в организации праздника или участие в творческом проекте. В процессе таких заданий дети не только учатся зарабатывать, но и понимают, что за каждое действие есть соответствующая награда.
Не менее важным является и развитие у детей понимания потребностей и желаний. Воспитатель может провести занятия на тему "Что такое потребности?" и "Чем отличаются потребности от желаний?". С помощью игр и обсуждений дети могут понять, что некоторые вещи действительно необходимы для жизни, а другие — это просто желания, которые не всегда можно удовлетворить. Например, можно предложить детям составить список вещей, которые они хотят купить, и обсудить, какие из них являются необходимыми, а какие — желаемыми. Это помогает формировать критическое мышление и осознанный подход к тратам.
Важно также ввести в образовательный процесс темы сбережений и инвестиций, хотя и в упрощенном виде. Можно обсудить с детьми, что такое накопления, для чего они нужны и как можно использовать деньги с умом. Например, рассказать историю о том, как герой сказки копил на что-то важное и в итоге смог это приобрести. Такие истории не только увлекают детей, но и заставляют их задуматься о своих желаниях и целях.
Работа с родителями также играет значимую роль в формировании финансовой грамотности у детей. Воспитатели могут организовать встречи, на которых будут обсуждаться способы, как родители могут продолжить обучение детей дома. Это могут быть советы по игре в "магазин", обсуждения бюджета семьи или совместные походы в магазины, где родители объясняют, как они выбирают продукты и принимают решения о покупке. Вовлекая родителей, воспитатели помогают создавать единое пространство для обучения и понимания важности финансовой грамотности.
Необходимо помнить, что в процессе обучения финансовой грамотности воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей. Младшие дошкольники могут лучше воспринимать информацию через игру и простые наглядные примеры, тогда как старшие дети могут начать осваивать более сложные концепции, такие как концепция кредитов или простых инвестиций. Используя разнообразные методы — от сюжетно-ролевых игр до практических заданий и совместных обсуждений — воспитатели могут адаптировать свои подходы к разным возрастным группам.
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста — это процесс, который требует времени и систематического подхода. Но именно в детском саду закладываются основы, которые впоследствии помогут детям стать ответственными потребителями и финансовыми управляющими. Важно создать ту среду, где любопытство детей будет удовлетворяться, где они смогут задавать вопросы и находить на них ответы, а также получать поддержку от взрослых.
Таким образом, формирование финансовой грамотности в условиях дошкольного образования — это многоаспектный процесс, который требует вовлеченности воспитателей, родителей и самих детей. Через игровые формы, практические занятия и совместные обсуждения можно создать прочный фундамент, на котором будет строиться дальнейшее финансовое поведение детей в будущем. Это, в свою очередь, обеспечит их уверенность в завтрашнем дне и научит принимать осознанные решения в мире финансов.
Список литературы
1. Горяев, А. Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/авт.-сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. – М. :Просвещение, 2016. – 272 с.
2. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата /авт.-сост. О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. 2-е изд. – М. : Юрайт, 2017. – 219 с.
3. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017- 2023г. г.Москва – 2017. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=118377