Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом. Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо в 4 классе.
Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №99"
ДОКЛАД
Формирование функциональной грамотности
на уроках русского языка и литературного чтения
(технологии, приемы) в рамках ФГОС НОО.
Составила:
учитель начальных классов
Салихова А.В.
Новокузнецк, 2023
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»,- утверждает А.А. Леонтьев.
Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом. Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо в 4 классе.
Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.
1. Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:
"?" - непонятно,
"+"- согласен
"-"-вызывает сомнение,
"!" - это главное, это удивило...
Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока, объяснения нового материала или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.),
В этом приеме могут быть и другие маркеры:
"V" ЗНАЛ,
"+" УЗНАЛ,
"-" ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ,
"?" ХОЧУ УЗНАТЬ.
2. Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
3. Прием - КЛАСТЕР
«Кластер»-информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Этапы работы над кластером:
В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
4. Прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы
Синквей:
1 строка - Существительное - тема синквейна (объект)
2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
3 строка - 3 глагола - действия, совершаемые объектом
4 строка - Предложение - отношение автора к объекту
5 строка - Синоним к первой строчке - суть объекта
ДИАМАНТА - семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:
Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)
Два слова (определение; прилагательные)
Три слова (действие; причастия)
Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)
Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)
5. Прием - ТЕЛЕГРАММА или СМС - тоже больше подходит к стадии рефлексии- ученику предлагается кратко написать самое важное, что уяснил из прочитанного текста, из урока, из услышанного материала. Можно усложнить задачу: добавить в СМС или телеграмму пожелания соседу по парте, пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
6. Приём «Я возьму тебя с собой»
Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
7. Приём «Хорошо - плохо».
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Например, на уроке родного языка учитель задает ситуацию:
- Найдите плюсы или минусы такого явления природы, как снег.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.
Кроме этого формируются:
-умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
-умение разрешать противоречия;
-умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
8. Прием «Ложная альтернатива».
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Например, учитель предлагает вразброс обычные загадки и «лжезагадки», дети должны их угадывать и указывать их тип. Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа. Например:
Кто быстрее летает- собака или мышь?
Что растет на осине – шишки или орехи?
Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи?
Слово «гр…бы" - пишется как «гребы" или «грябы"?
Столица России – Рязань или Лондон?
9. Приём «Да - нет». Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ.
10. Приём «Добавь следующее».
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний, на развитие памяти, умение слышать и слушать соучеников, учителя. Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику. Дети придумывают слова на тему «Учебные вещи» 1.Учебник. 2.Учебник, указка. 3. 2.Учебник, указка, тетрадь и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только несколько слов, в конце года – в 2 раза больше слов.
11. Приём «Путаница »
Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:
Больше дела- а руки делают.
Терпение и труд а неученье - тьма
Глаза бояться, меньше слов
Ученье – свет, все перетрут
12. Приём «Умозаключения»
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);
13. Приём «Написание творческих работ»
Прием зарекомендовал себя на этапе закрепления изученного произведения. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку с заданными героями. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
14. Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:
- обучение носит деятельностный характер;
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
- используются продуктивные формы групповой работы.
Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.
ЛИТЕРАТУРА
Акатова, Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: [Текст] — Психолого-педагогический аспект: Монография. - М., 2006 - 237 с
Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – №1. – С. 24 – 33
Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, переиздан,
2009.-
82с.
Громова, О.П. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке [Текст] // Библиотека в школе – Первое сентября. – 2006. – № 17. – С. 42.
Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12
Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-
454
.
Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск,
Харвест
, 2001. - 312 с.
Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И.
Алтынсарина
, 2013. – 41 с.
Рождественская, Л., Логвина, И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Курс для учителей русского языка как родного (II – III ступень обучения). [Текст] — Выходные данные неизвестны. — 57 с.
Тунгускова
, С.Г. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе // http://www.myshared.ru/slide/536583/ - 2013. – 7с.
Фролова, П.И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, 2008.