Среди важнейших навыков, которые должен освоить начинающий баянист, я хочу рассмотреть навык чтения нот с листа. Считаю, что овладение этим умением очень важно в классе.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного образования МО г.Нягань
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методический доклад
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
Составитель:
Коновалова Юлия Николаевна,
преподаватель отдела русских народных
инструментов по классу баян, аккордеон
Введение
Среди важнейших навыков, которые должен освоить начинающий баянист, я хочу рассмотреть навык чтения нот с листа. Считаю, что овладение этим умением очень важно в классе.
Нужно отметить, что этот навык является основополагающим на всех этапах образования музыканта и что владение беглым чтением нот с листа важно во всех сферах деятельности педагога и исполнителя: и в работе над сольной программой и в ансамблевой игре.
Игра с листа – это исполнение произведения в темпе, близком к оригиналу, который показывает основной характер произведения, однако без предварительного проигрывания даже части произведения. Механизм процесса чтения может быть выражен так: «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю».
Читать с листа – необходимо начинать в самом раннем возрасте. Когда
мы открываем новую нотную литературу, мы можем познакомиться с ней
двумя способами. Первый из них: разобрав, выучить наизусть, затем
исполнить, второй – проиграть с листа.
Прежде всего необходимо понять, как происходит сам процесс чтения нот с листа, на что важно обращать внимание в первую очередь при ознакомлении с нотным текстом, понять, как преодолеть проблемы, возникающие в этом процессе и как достичь беглого и качественного чтения нот с листа, а также, я хочу рассмотреть приемы обучения чтению с листа начинающих музыкантов.
В чем же заключается предварительная подготовка аккордеониста и баяниста? Для наглядности сравним процесс развития навыка чтения литературных текстов с подобным процессом чтения нотных текстов. Такое сравнение поможет ученику выяснить главные моменты необходимые для успешного развития этого вида техники, и уделить чтению с листа в своей работе должное внимание. Если будущий читатель сначала изучает названия букв, правильное произношение и письменное обозначение, то будущий аккордеонист и баянист должен сначала изучить названия нот, длительность, запись, а так же соответствующие им клавиши на инструменте.
Таким образом, первым условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом ключах на основных и добавочных линейках нотоносца, знание знаков альтерации, длительностей нот и пауз, условные обозначения басов и аккордов в партии левой руки, знание актов нотоносца в скрипичном и басовом ключах.
Приведем один пример: Обычно учащийся быстрее запоминает запись нот на основных линейках нотоносца в скрипичном ключе. Поэтому одна и та же группа нот , но в разных октавах читается им с различной трудностью. Можно предложить ученику сыграть нетрудную мелодию с использованием добавочных линеек сверху и снизу. Если ученик знает запись нот на добавочных линейках так же безупречно, как на основных и читает ноты в басовом ключе также хорошо, как и в скрипичном, то все варианты должны быть одинаково легки.
Вторым условием является отличное знание клавиатур аккордеона и баяна. Сюда можно отнести знание порядка расположения белых и черных клавиш на правой клавиатуре, умение сразу определять клавиши соответствующие повышенным и пониженным звукам.
Например, если вы хорошо знаете порядок расположения клавиш, то при игре по нотам не надо будет тратить время на то, чтобы вспомнить, какая клавиша повышает ноту, а какая понижает на пол тона.
Следующим этапом подготовительной работы начинающего "читателя" будет составление из букв - слогов, а из слогов - слова. Для начинающего музыканта это означает переход от нахождения по нотам отдельных клавиш к исполнению нот группами. Юный музыкант учится осмысленно исполнять группы нот, объединенные мотивом, ритмическим рисунком, находя в них и выделяя опорные звуки подобно тому, как школьник учится читать слова без запинки и делать в них правильные ударения. Так постепенно накапливается запас слов. Чем больше аккордеонист и баянист будет знать «слов» - различных сочетаний звуков, - тем легче он будет справляться с чтением нот. Школьник читает быстро те слова, которые ему знакомы, которые он уже не раз встречая прежде и затрудняется в чтении, когда встречаются незнакомые слова. Подобные явления можно наблюдать и у юных музыкантов. Если аккордеонист или баянист встречает в нотах знакомую группу звуков, он играет её по нотам сразу. Если же встречается что-то новое, то ученик будет вынужден сначала освоить это новое, то есть поучить отдельно группу звуков, некоторое время. Отсюда можно сделать вывод, что третьим условием для успешного чтения нот с листа является необходимый запас «слов» - знание основных приемов игры, наиболее характерных последовательностей звуков, встречающихся в мелодии и аккомпанементе, знание ритмов, характерных для произведений различных жанров (песен, танцев, маршей, вальсов и т.д.). Изучение таких «слов» начинается с простых и самых распространенных приемов игры. Например: в мелодиях часто встречаются элементы гамм и арпеджио. Поэтому изучать гаммы в различных тональностях, различными длительностями и ритмическими рисунками надо обязательно. Постепенно круг упражнений должен расширяться, а трудность исполнения – увеличиваться. Только таким путем учащийся приобретет необходимый запас игровых навыков, без которых не возможно свободное чтение нот с листа.
такое чтение с листа. Отличие от разбора
В самом начале работы над процессом чтения нотного текста важно различить два понятия – разбор и чтение с листа.
Разбор – это медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки для более тщательного изучения текста.
Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере близком к требуемому, исполнение должно быть непрерывным, осмысленным, с выполнением наиболее важных авторских указаний.
Относительная простота разбора заключается в том, что во время этого процесса задачи, стоящие передмузыкантом, как бы рассредоточены - в связи с медленным темпом, с возможностью поочередно направлять внимание на различные элементы текста, повторить фразу и т.д.
При чтении незнакомого текста с листа перед баянистом возникает множество задач, которые он должен решать мгновенно и наиболее качественно, так что такой процесс протекает очень интенсивно.
Игра с листа требует синтеза зрения, слуха и моторики, а разбор – детальной аналитической работы.
Как происходит процесс чтения с листа
Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий, которую условно можно разделить на три группы:
1. Действия, предваряющие игру с листа:
а) определение темпа, характера, ладотональности, размера;
б) беглый просмотр текста, определение главенствующего типа изложения и ведущего метроритмического рисунка;
2. Чтение. Работа зрения и слуха:
а) зрительный охват;
б) слуховое представление;
в) «обрабатывание» фрагментов текста.
3. Реализация – «озвучивание» воспринимаемого нотного текста.
Основные приемы (способы действия), обеспечивающие
формирование сложного навыка, каким является беглое чтение с листа:
- предварительное прочтение глазами;
- относительное чтение по графическим контурам нотных головок и
изображению нотных групп;
- смысловая группировка нот на уровне интервалов, аккордов,
небольших мелодических построений;
- игра «вслепую» позволяет совершенствовать аппликатурную технику,
ускоряет слухо-двигательную реакцию на нотные знаки;
- мысленное опережение обеспечивает кратковременное запоминание
последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения.
Уже подготовленный и образованный музыкант, исполняющий произведение с листа, должен видеть перед собой конечную цель — художественное исполнение. И многое из того, что предшествует этой цели, не становится предметом направленного внимания. Это значит, что целый ряд звеньев, описанный выше, выполняется автоматически.
Роль анализа в процессе чтения с листа
Важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа является грамотный анализ. Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку помогает баянисту вникнуть в музыкальный материал, услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте
Для учащихся начального этапа обучения существует план подготовки к чтению с листа:
1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки;
2. Прохлопать ритм, отдельные сложные группировки;
3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и мелодические повторы, части, разделы;
4. Проследить мелодическую линию.
5. Продумать аппликатуру;
6. Определить темп;
7. Обратить внимание на штрихи, динамику.
Вводить упражнения по чтению с листа следует на начальном этапе обучения в тот момент, когда ученик на примере самых простых песенок уже знаком с графической записью нот и их длительностями, знает нумерацию пальцев, имеет представление об обозначении основных штрихов и динамики, владеет первыми навыками звукоизвлечения.
2. Формирование навыка чтения с листа
2.1. Техника чтения с листа
а) Ритм
Работу над процессом чтения с листа лучше начинать с ритмического элемента. Следует прохлопывать ритм исполняемых песен в ладоши или простукивать на столе или на инструменте. Важно выработать точное воспроизведение ритмического рисунка.
В донотный период для этого упражнения используют сначала обозначение длительностей как длинных и кротких линий (– - – - ) , затем линии переводятся в вертикальное положение (таким образом, изображая четверти и восьмые - Пример 1).
Пример 1
Например, четвертная и восьмая доли записываются разными по длине черточками: ______ __
Ритм таких песенок, как «Солнышко» и «Зайчик» записываем следующим образом:
____ __ __ ____ __ __
Сол - ныш - ко, сол - ныш - ко,
__ __ __ __ ____ __ __
Выг - ля - ни в о - ко - шеч - ко!
____ __ __ ____ ____
Зай - чик, ты зай - чик
__ __ __ __ ____ ___
Ко - ро - тень - ки нож - ки
В ходе упражнений нужно обязательно обратить внимание на паузу. Ребенок должен активно, то есть двигательно «пережить» паузу. Помочь в этом может специальный жест — выразительное движение рук в стороны (в руках ничего нет).
Затем, объяснённые педагогом длительности записываются схематично на линиях, предваряющих нотоносец - Пример 2.
Пример 2
Новые элементы должны включаться строго последовательно, постепенно и малыми дозами. Эти упражнения постоянно опережают по своей ритмической трудности, исполняемые фортепианные пьесы.
б) Чтение горизонтали
Способ усвоения нотной графики сказывается на дальнейшем чтении этих «музыкальных букв», складываемых в «слова». Ученик намного лучше читает текст, если звуковысотная графика осваивается им не чисто теоретически, а с помощью активных действий со звуками-нотами - при пении, игре на рояле, сочинении и записи небольших мелодических оборотов.
Как это было с чтением ритма, ученику предлагаются не отдельные звуки или ноты, а отношения этих звуков. Это должны быть простейшие «музыкальные слова» – элементарные ритмоинтонации из двух (а в последствии и трех - четырех) звуков, привычные для слуха, удобные для интонирования и воспроизведения на инструменте.
В качестве первого изучаемого созвучия лучше избрать терцию — интервала наиболее знакомого на слух, удобного для пения и зрительного восприятия (терция симметрична).
Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависят от аппликатурной реакции, то есть от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной ситуации. Плохое чтение с листа зачастую связано с тем, что учащийся не имеет представление о том, как расставить пальцы в нотном тексте и играть первыми «подвернувшимися» пальцами.
Развитие основ аппликатурной техники находится в тесной взаимосвязи с формированием тактильной ориентировки рук на клавиатуре.
Эти упражнения начинают вводиться на этапе изучения ритмической графики.
В связи с тем, что текст фортепианной музыки имеет не только горизонтальное, но вертикальное измерение, представляется целесообразным разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и по вертикали.
Наблюдения и эксперименты доказали, что охват текста по горизонтали дается более естественно и легко. Американский музыкант, педагог и исследователь Сидней Лоуренс видит в вертикальном чтении суть процесса игры с листа. Он экспериментально установил, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов, требуется в среднем 3 секунды.
ДИВИЛСЯ ПОСЕТИТЕЛЬ ВНИМАЯ ВАЖНОМУ СУЖДЕНЬЮ ЗНАТОКОВ
Если же эти шесть слов записать вертикально, на их чтение тратится примерно 12 секунд, рисунок 2.
Д
П
В
В
С
З
И
О
Н
А
У
Н
В
С
И
Ж
Ж
А
И
Е
М
Н
Д
Т
Л
Т
А
О
Е
О
С
И
Н
М
Н
К
Я
Т
И
У
Ь
О
Е
Я
Ю
В
Л
Ь
Рисунок 2
Чтобы прочитать такую же вертикальную группу слов, расположенную на линейках, напоминающих нотный стан, требуется уже 21 секунда, то есть в семь раз больше, чем для чтения по горизонтали, рисунок 3.
П
В
С
Д
О
А
З
С
В
У
Н
И
Е
Н
Ж
Ж
В
А
И
Т
И
М
Н
Д
Е
Т
Л
И
О
О
С
Т
А
Н
Я
Е
М
Ь
К
О
Л
Ь
Я
У
Ю
В
Рисунок 3
Навык мгновенного восприятия вертикали может быть приобретен и развит, по Лоуренсу, при помощи специальных упражнений. Основной метод тренировки - чтение с использованием особого приспособления: картонного или пластикового экрана с двумя прорезями, рисунок 4.
Рисунок 4
Упражнение проходит три стадии. На первой используется узкая прорезь в экране, через которую ученик играет группе нот. Это помогает осознать как единый гармонический комплекс, запечатлеть его в памяти, представить двигательное воплощение, после чего созвучие исполняется на рояле. Скорость передвижения экрана постепенно возрастает.
На второй стадии ученик читает тот же текст, но теперь через широкий просвет экрана, позволяющий видеть одновременно несколько вертикальных групп, которые занимают примерно один такт.
На третьей стадии экран убирается, и та же пьеса, которая была проработана по элементам, с остановками, исполняется подряд, без остановок и в ритме.
Также существует упражнение, развивающее навык ускоренного восприятия текста, - это фотографирование. Ученику показывается на несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги определенный отрезок текста, который ученик должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. И так до конца пьесы. В процессе этого упражнения постепенно увеличивается скорость восприятия и объем запоминания фрагментов текста.
Заключение
Умение читать с листа дает очень многое. Свободное владение этим навыком существенно расширяет кругозор: хорошо читающий с листа знает много музыки. Такому музыканту проще будет набрать репертуар. Потребность быстрой реакции, необходимость мгновенно находить нужное движение — всё это способствует развитию техники. Наконец, умение читать с листа при знакомстве с произведением дает более полное о нем представление.
В процессе занятий читкой также развиваются такие характеристики интеллекта, как сообразительность, умение концентрировать внимание, собираться. Затем — быстрая моторная реакция и, конечно, внутренний слух. Можно также добавить в этот перечень такие черты личности, как любознательность (желание знакомиться с новой музыкой), артистизм (увлеченность, приподнятость, концентрация сил) и смелость.
Работа над формированием навыка чтения нот с листа ни в коем случае не должна ограничиваться начальным этапом обучения. Процесс этот необходимо продолжать весь период обучения в музыкальной школе. Способность быстрого и свободного чтения нот откроет перед молодыми музыкантами широкие возможности ознакомления с богатейшей музыкальной литературой. Результатом этих занятий должна стать потребность познавать новое, постоянно музицировать.
Подытожить свою работу я бы хотела словами Моцарта: «В чем состоит искусство чтения primavista? Вот в чем: играть пьесу в правильном темпе, как следует передавать все ноты, форшлаги и так далее; исполнять с экспрессией и вкусом, так, чтобы казалось, будто пьесу сочинил тот, кто её играет».
Список литературы
Мелик – Пашаева А. А. Педагогика, искусство и творческие способности. – М., 1981.
Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.
Фрид Г. Музыка – общение – судьба. – М., 1987.
Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1986.
Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» 8 © Л.Г. Рыкова, 2017
Брянская Ф. - Формирование и развитие навыков чтения с листа в первые годы обучения пианиста. - М.: ООО Издательский дом «Классика-XXI» , 2005. - 68 с.