Формирование и развитие способностей обучающихся к научной и практической деятельности
Формирование и развитие способностей обучающихся к научной и практической деятельности
Исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения прикладных задач. Большое значение имеет активный интерес к исследовательской деятельности самого учителя, его способность переживать радость творчества и заражать этим чувством учащихся. Так как уровень развития учащихся в классе различен, то в процессе вовлечения в исследовательскую деятельность выявляются одаренные учащиеся, происходит развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательский интересов учеников, формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрения учащихся. Деятельность учителя по организации исследований включает следующее:
обеспечение учащихся необходимыми знаниями по организации исследований;
организация занятий по технике проведения исследований и активизация учащихся к нахождению путей достижения цели;
выяснение того, какое оборудование необходимо для исследования и что надо сделать своими руками;
сбор информации о характере деятельности каждого учащегося;
обучение учащихся тому, как надо формулировать выводы, делать обобщения по результатам исследований,
помощь в подготовке проектов к защите.
На занятиях мои учащиеся учатся работать с научной литературой, осваивают методики проведения эксперимента, приобретают навык исследовательской работы. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности. Над индивидуальной темой исследования учащиеся могут работать в течение длительного времени, что позволяет им глубоко изучить исследуемую тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций.
Приобщение учащихся к проведению различного вида исследований способствует решению следующих задач:
самостоятельности, творческой выработке решений; повышение степени мотивации;
развитию важных интеллектуальных качеств человека, обеспечивающих и в
дальнейшем его активность в постоянном
овладениинаниями
и применением их на практике;
приобщению учащихся к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей;
развитию коммуникативных способностей, созданию условий для расширения среды общения.
Одной из специфических черт исследовательской работы по физике является предпрофильная подготовка учащихся. На протяжении десяти лет гимназия - активный участник Российской научно - социальной программы для молодёжи и школьников “Шаг в будущее”. С 2004 года учащиеся гимназии являются участниками главных молодёжных научных мероприятий России – научной и инженерной выставки (Приложение 1), научной конференции молодых исследователей (Приложение 2), Всероссийской олимпиады школьников “Шаг в будущее, Космонавтика” (Приложение 3), соревнования юных исследователей “Шаг в будущее, ЮНИОР” (Приложение 4), которые организует и проводит Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.