Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

formirovanie-kultury-rechi-na-urokah-lit. Работа №276003

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Тема:"Формирование культуры речи младших школьников".

 В основе всей моей работы  лежит модель личностно-ориентированного  обучения  и идея оптимального  развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности.

Обучение и развитие   стоит на трёх китах- трёх технологиях:

·        технология  группового обучения ,

·        технология  критического мышления,

·        технология продуктивного чтения.

Приведены приёмы формирования культуры речи на каждом этапе работы с литературным произведением.

Работа:

Тема выступления:"Формирование культуры речи младших школьников на уроках литературного чтения."

Составила:Яшкина Е.В.

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ-детский сад№17"

город Евпатория

 

Формирование речевой культуры учащихся - это одна из важнейших наших задач.

Уроки литературного чтения позволяют развивать речь через живое общение детей с книгой, друг с другом и учителем и решать следующие задачи:

1.Развитие:

эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,

умения понимать прочитанное произведение,

познавательных и художественно-творческих способностей.

2.Овладение :

правильным, выразительным чтением, осознанным,

умением работать с разными видами текстов,

развитие интереса к чтению и книги.

3.Формирование нравственных представлений о доброте, дружбе, правде и ответственности, воспитание уважения к отечественной культуре и культуре народов России и других стран.

Достижение высоких результатов возможно только при условии использования современных технологий. Хочу поделиться своим опытом их использования.

В основе всей моей работы лежит модель личностно-ориентированного обучения и идея оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (особенностей возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Обучение и развитие стоит на трёх китах- трёх технологиях:

технология группового обучения ,

технология критического мышления,

технология продуктивного чтения.

 

Все три технологии взаимосвязаны , так как технология продуктивного чтения и технология критического мышления предусматривают выполнение многих заданий именно в группе, в паре.

Технология группового обучения позволяет моим ученикам чувствовать себя уверенно, так как то, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество, используемое мною на уроках, позволяют моим ученикам работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения- дети активны, постоянно находятся в ситуации общения. У детей возникает естественная потребность в умении чётко выразить свою мысль, чтобы быть понятыми, аргументировать свою позицию, и значит появляется интерес и потребность в изучении русского языка, литературы. Тогда обучение становится продуктивным и эффективным.

Технология критического мышления позволяет развивать умение думать, позволяющее добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников.

Технология продуктивного чтения позволяет глубоко понимать текст.

А сочетание этих трёх технологий позволяет решить вышеперечисленные задачи.

Как же это реализую на практике? Использую приёмы в соответствии с этапами работы над произведением.

1.Приёмы развития речи на этапе работы с текстом до чтения.

Приём «Дерево предсказаний»

Приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа.

На доске прикрепляется силуэт дерева:

Ствол дерева - это тема( заголовок), ключевой вопрос

Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно,…» Количество ветвей не ограничено.

Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения.

Приём "Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)."
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Корзина идей»

«Корзина идей» — прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

В корзину идей можно «сбрасывать»:

понятия,

мнения,

имена,

факты,

проблемы,

имеющие отношение к теме. Далее, в ходе урока, эти разрозненные в сознании ребёнка определения и понятия, могут быть связаны в логические звенья.

2.Приёмы развития речи на этапе работы с текстом во время чтения.

Прём выявления совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Приём "Перечитывание текста."
Приём "Медленное «вдумчивое» повторное чтение" (всего текста или его отдельных фрагментов).

Анализ текста.

Приемы:

-диалог с автором через текст,

-комментированное чтение,

-беседа по прочитанному,

-выделение ключевых слов (раскрашивание текста: обучающиеся при перечитывании текста находят ключевые слова и раскрашивают их в тексте - это на этапе осмысления текста помогает составить кластер);

-языковой ( стилистический) анализ

 направлен на выяснение использования автором языковых средств в художественном произведении. Цель: помочь детям уяснить образный смысл произведения; показать выразительность, образность, точность авторской речи. В целях языкового анализа введены понятия – эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, что способствует выявлению авторского стиля, своеобразия языка писателя ( поэта). 

Приёмы языкового анализа: 

- нахождение в тексте средств художественной выразительности ( эпитет, метафора, сравнение);

- составление характеристики героя с помощью средств образной выразительности;

- сопоставление сравнений в текстах разных поэтов, писателей;

-лингвистический эксперимент по подбору, замене средств художественной выразительности текста с целью доказательства точности авторского словоупотребления…

Прием «Ключевые слова»

Ученикам предлагается подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Будет лучше, если указать и количество таких слов. Например, шесть.

Дети должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Организуется обсуждение. Очень важно, чтобы оно имело место. В ходе дискуссии идёт не только многократное повторение данного информационного материала, но и осмысление значения выдвинутых слов.

В результате обсуждения на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках можно написать их на доске, или произнести устно. Дети должны объяснить, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходит своеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала.

Приём "Тонкие и толстые вопросы"

Постановки вопроса для развития критического мышления младших школьников.

Существует шесть типов вопросов, шесть больших «крючков»
на которые вы можете поймать великое множество идей.
-Простые вопросы.
-Уточняющие вопросы.
-Вопросы-интерпретации.
-Оценивающие вопросы.
-Творческие вопросы.
-Практические вопросы.

"Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто …?
Что …?
Когда …?

Может …?
Мог ли …?
Согласны ли вы …?
Верно ли …?


Объясните, почему …?
Почему вы думаете …?
Почему вы считаете …?
В чём различие …?
Предположите, что будет, если …?
Что, если …?
Дайте три объяснения, почему …?

 

 

 

3.Приёмы развития речи на этапе работы с текстом после чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.

Приёмы:

-Выразительное чтение.

-Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

-Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Очень удобна платформа Учи.ру Литературный кружок. В этом разделе представлены биографии писатели и интерактивные тесты.

-Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

-Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения -высказывание и аргументация отношения к прочитанному.

-Характеристика событий, места действия, поступков героев.

-Графическое иллюстрирование

Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.

-Словесное иллюстрирование (рисование)

Это способность ребёнка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной:

сказки,

басни,

рассказа,

стихотворения.

Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинается с создания жанровых (сюжетных) картинок.

-Творческий пересказ

Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:

-добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

-придумать, как могли разворачиваться события дальше;

-изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пересказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа);

-изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий).

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.

-Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста

Дети изображают графически сюжеты произведения или с помощью презентации, или сьёмки мультфильма после чего устанавливают последовательность «кадров» и самостоятельно озвучивают-это работа группы. В результате дети не только упражняются в творческом пересказывании, но и получают радость от ощущения себя цельным и единым звеном творческого продукта.

Данный вид работы предполагает логическое продолжение в виде проектной деятельности вне урока.

-Драматизация

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное, т.к. является средством эстетического воспитания и развития детей.

Рассмотрим возможные формы драматизации:

чтение по ролям;

кукольный театр;

пальчиковый театр;

театр теней;

музыкальные инсценировки;

драматизация сказок;

пантомима;

постановка живых картин;

костюмированные представления;

спектакли по собственным сценариям.

Большое значение в активизации творческой активности на уроках литературного чтения имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.

Творческие задания игрового действия

-Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Лечу зверей и птиц.

Меняю «Азбуку» на билет в кукольный театр.

Меняю старое разбитое корыто на квартиру или дом.

Желающих приобрести живой будильник, просьба обращаться в сказку А.С. Пушкина.

Составление кроссвордов.

Составление викторин.

Актуальны виды творческих заданий, предполагающих работу дома, или на уроках творчества, а также во внеурочной деятельности:

книжки – самоделки;

лепка и аппликация.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному.

Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.

Прием «Составление кластера»

В переводе означает «пучок», «созвездие». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность

Приём «Составление лэпбука»

Этот приём работы всегда сопровождается повышенной активностью детей, формирует умение работать в группе. Применяется при закреплении и обобщении учебного материала или в проектной деятельности.

Что такое лэпбук? Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, подвижными деталями, окошками в которые помещаются материалы на выбранную тему. Это итоговый результат совместной работы на какую-либо тему, в которой они закрепляют, систематизируют изученный материал, выбирая для этого удобные и понятные для себя заголовки, статьи, иллюстрируя их, придумывая для них разные конвертики - секретики, миникнижки - гармошки, окошки, дверки. Это творческая работа, которая предусматривает, кроме закрепления материала, такой важный момент как коллективная творческая деятельность, умение работать в команде, где дети сами распределяют роли, выбирают лидера, составляют план деятельности, выбирают или придумывают формы подачи материала. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

 

Подводя итог, хочу сказать: речевая функция чтения заключается в том, что оно является одним из важнейших видов речевой деятельности и неразрывно связано с речевым общением, с его эмоциональной и мыслительной сферами, с языковыми способностями ребенка, которое строится между автором и читателем текста. Использование совокупности трёх технологий и позволяет

соединить воедино развитие речи, мышления и эмоционального восприятия литературного произведения, что помогает воспринимать литературное произведение целостно- это и есть путь к привитию интереса к книге, а значит и формированию культуры речи.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×