Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Формирование личностной готовности к школьному обучению старших дошкольников". Работа №264546

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье автором  анализируется проблема формирования личностной готовности к школьному обучению старших дошкольников.  Программа, направленная на повышение уровня личностной готовности к школе, повышение эмоционального фона, формирование адекватной самооценки и внутренней позиции школьника.  В  выборке дошкольников повысилась сформированность внутренней позиции школьника, сформировалась адекватная самооценка.

Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ 

ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 

 

Трунова К.А. 

ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет 

им. Л.Н. Толстого", Тула

e-mail: 

trunovaksenia@yandex.ru

 
 

 
Аннотация:  В статье автором  анализируется проблема формирования 

личностной  готовности  к  школьному  обучению  старших  дошкольников.  

Программа,  направленная  на  повышение  уровня  личностной  готовности  к 

школе,  повышение  эмоционального  фона,  формирование  адекватной 

самооценки  и  внутренней  позиции  школьника.    В    выборке  дошкольников 

повысилась 

сформированность 

внутренней 

позиции 

школьника, 

сформировалась адекватная самооценка. 

Ключевые  слова:  личностная  готовность,  формирование  к  школьному 

обучению, старшие дошкольники. 

 

Вопрос подготовки детей к школе является одной из наиболее важных 

проблем преемственности дошкольного и начального общего образования. В 

последние  годы  внедрение  новых  усложненных  программ  школьного 

обучения,  создание  инновационных  учреждений,  привело  к  значительному 

увеличению  количества  детей,  не  справляющихся  с  учебной  нагрузкой:  по 

официальным данным количество детей с трудностями обучения составляют 

от 15 до 40% . Успешное освоение учебных программ и адаптация к школе во 

многом  определяются  тем,  насколько  сформирована  готовность  детей  к 

школьному  обучению.  Различные  аспекты  готовности  к  школьному 

обучению  широко  представлены  в  психолого-педагогической  литературе, 

однако основной  интерес,  как  исследователей,  так и  педагогов  дошкольных 

учреждений направлен на развитие интеллектуальной готовности, тогда как 

проблеме личностной готовности уделяется недостаточно внимания. В то же 

время,  именно  от  сформированности  личностного  компонента  готовности  к 

школьному  обучению  во  многом  зависит  и  продуктивность  познавательной 

деятельности ребенка, его успешность в усвоении учебных знаний и умений.  

Ведущую роль в формировании психологической готовности ребенка к 

школе играют обучение и воспитание, при этом они должны происходить не 

стихийно,  а  целенаправленно,  быть  проникнутыми  заботой  о  полноценном 

развитии ребенка и опираться на знание того, как соотносятся между собой 

обучение  и  развитие,  учитывать  их  взаимосвязь,  тщательно  подбирая 

содержание  и  методы  обучения  воспитания  ребенка  на  разных  этапах  его 

жизни (Выготский Л.С., 2011, 2012; Гальперин П.Я., 2007 и др.). 

Личностная готовность к школе включает и определенное отношение к 

себе.  Продуктивная  учебная  деятельность  предполагает  адекватное 

отношение  ребенка  к  своим  способностям,  результатам  работы,  поведению, 

т.е.  определенный  уровень  развития  самосознания.  Определяя  личностную 

готовность  ребенка  к  школе  необходимо  выявить  и  специфику  развития 

сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при 

выполнении  требований,  конкретных  правил,  задаваемых  учителем,  при 

работе  по  образцу.  Поэтому  особенности  произвольного  поведения 

прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных 

и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

 

Многочисленные  исследования  показывают,  что  готовность  личности 

ребенка  к  обучению  в  школе  может  быть  рассмотрена  через  категории 

субъектности,  личностной  активности,  сформированности  самосознания, 

самооценки и саморегуляции. Такие исследователи, как Л.И. Божович, С.Ю. 

Курганов,  Н.И.  Непомнящая,  И.Н.  Семенов  рассматривали  проблему 

формирования субъектной личности с точки зрения отношения ее к процессу 

обучения.  Данные  авторы  считают,  что  именно  личностное  принятие,  и 

стремление  к  самостоятельному  поиску  нового  лежат  в  основе  успешного 

усвоения учебных знаний. Таким образом, по их мнению, именно личностное 

отношение  к  действительности,  является  важнейшим  аспектом  успешной 

учебной деятельности ребенка. 

Личностная  готовность  также  предполагает  определенный  уровень 

развития  эмоциональной  сферы  ребенка.  К  началу  школьного  обучения 

должен  быть  достигнут  сравнительно  высокий  уровень  эмоциональной 

устойчивости, на фоне которого и возможно развитие и протекание учебной 

деятельности. 

«Внутреннюю  позицию  школьника»  в  самом  широком  смысле  можно 

определить  как  систему  потребностей  и  стремлений,  связанных  со  школой, 

т.е.  такое  отношение  к  школе,  когда  причастность  к  ней  переживается 

ребенком,  как  его  собственная  потребность.  Наличие  внутренней  позиции 

школьника  обнаруживается  в  том,  что  ребенок  теряет  интерес  к 

дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности 

и 

проявляет 

активную 

заинтересованность 

в 

школьно-учебной  

действительности  в  целом  и,  особенно,  к  тем  ее  сторонам,  которые 

непосредственно связаны с учением.  

Такая  положительная  направленность  ребенка  на  школу  –  важнейшая 

предпосылка 

благополучия 

вхождения 

в 

школьно-учебную 

действительность, принятие школьных требований, полноценного включения 

в учебный процесс.  

Второй  важный  компонент  в  структуре  личностной  готовности  – 

достаточно  высокая  самооценка  и  наличие  опыта  выполнения  задания  и 

готовности преодолевать возникшие при его реализации трудности. Лишь в 

этом случае, рычагом управления поведением ребенка может стать не только 

угроза  наказания  или  желание  поощрения,  а  способность  к  позитивной 

саморегуляции  через  известные  и  приемлемые  для  него  поведенческие 

алгоритмы. 

На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии  – способности 

анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и 

действия с мнениями и оценками окружающих. Поэтому самооценка детей 6- 

7-летнего  возраста  становится  уже  более  реалистичной,  в  привычный 

ситуациях  и  привычных  видах  деятельности  приближается  к  адекватной;  в 

незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности – завышенной. 

 

Ниже, в таблице 1, представлено содержание программы для развития 

личностной готовности к школьному обучению старших дошкольников. 

Таблица 1 

 

Программа развития личностной готовности к школьному обучению 

старших дошкольников 

№ п/п 

Цели 

Содержание 

Занятие 1 

развитие 

личностной 

готовности,  развитие  мелкой 

моторики  руки,  развитие 

саморегуляции. 

 

 

  

 

1.  Игра  «Именной 

круг» 

2.Игра «Пчелы» 

3.Упражнение 

«Загадки»  

4.Игра«Воздух 

– 

земля –огонь – вода»» 

5.Упражнение 

«Задачи - шутки» 

6.Упражнение 

«Помоги судье» 

7.Упражнение 

«Школа животных» 

8.Упражнение 

«Разноцветный лист» 

9.Рефлексия 

Занятие 2 

развитие  саморегуляции, 

личностной  готовности  и 

адекватной самооценки. 

 

1.  Игра  «Подбери 

парные картинки» 

2.Игра «Овощи» 

3.Игра 

«Запомни 

картинки» 

4.Упражнение 

«Порхание бабочки» 

5. Рефлексия 

Занятие 3 

Развитие 

мелкой 

моторики  рук,  вниманию, 

личностной 

готовности, 

саморегуляции 

и 

произвольности. 

1.  Игра  «Поставь 

пальчик» 

2.Игра «Фрукты» 

3.Упражнение 

«Выложи  картинки  по 

порядку,  найди  лишнюю 

картинку»  

4.Упражнение 

«Тихое озеро» 

5.Рефлексия 

 

 

Занятие 4 

развитие  смысловой  и 

слуховой  памяти

развитие 

словесно 

логического 

мышления,  произвольности 

внимания,  развитие  мелкой 

моторики  руки,  развитие 

саморегуляции, 

поднятие 

самооценки. 

 

1.Упражнение  «Кто 

что вспомнит?» 

3.Упражнение 

«Части суток»  

4.Методика 

«10 

слов» 

5.Методика  «Пары 

слов» 

6.Упражнение  «Что 

раньше, что позже?» 

7.Упражнение 

«Нарисуй  недостающую 

фигуру» 

8.Упражнение 

«Загадки» 

9. Игра «Пчелы» 

10.Упражнение 

«Задачи – шутки» 

11.Упражнение  «Что 

получится?» 

12.Рефлексия

 

Занятие 5 

развитие 

слухового 

внимания, 

памяти, 

мышления 

и 

речи, 

1. Игра «Что это» 

2.Упражнение 

«Посуда» 

 

 

 

 

 

Диагностика проводилась на базе МБДОУ №24 «Чебурашка» г. Тулы. 

В  исследовании  приняли  участие  20  человек  из  подготовительной  группы, 

составляющих экспериментальную и контрольную группы. 

В  ходе  констатирующего  этапа  исследования  формирования 

личностной  готовности  к  школьному  обучению,  были  использованы 

следующие  методики:  методика  «Стандартная  беседа»  (Т.А.Нежновой), 

методика  исследования  самооценки  «Лесенка»  (В.Г.Щур),  методика 

определения  типов  общения  с  взрослыми  (М.И.Лисиной),  «Графический 

диктант» (Д.Б. Эльконин), методика «Домик» (Н.И. Гуткина). 

После  проведения  программы  для  развития  личностной  готовности  к 

школьному  обучению  старших  дошкольников,  была  проведена  повторная 

диагностика. В  контрольном этапе исследования, были использованы те же 

методики,  что  и  в  констатирующем.  Результаты  представлены  на  графиках 

рисунки 1-5. 

 

расширение 

словарного 

запаса, 

воспитание 

способности 

к 

согласованному 

взаимодействию,  релаксация 

и развитие воображения. 

3.Упражнение 

«Нарисуй и зачеркни» 

4.Упражнение 

«Необычная радуга» 

5.Рефлексия 

 

Рис. 1. 

Сравнительный анализ результатов  диагностики   старших 

дошкольников  по методике  

«

Стандартная беседа

»

 на  констатирующем и 

контрольном  этапе эксперимента 

 

 

 

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов диагностики старших 

дошкольников  по методике 

«

Исследования самооценки «Лесенка»» на 

констатирующем и контрольном этапе эксперимента 

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Констатитрующий этап 

Контрольный этап 

20% 

50% 

55% 

40% 

25% 

10% 

Сформирована 

Нач. стадия 

Не сформирована 

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

Констатитрующий этап 

Контрольный этап 

45% 

30% 

30% 

60% 

25% 

10% 

Завышенная 

Адекватная 

Низкая 

 

 

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов диагностики старших 

дошкольников по методике 

«

Определение типов общения с взрослыми» на 

констатирующем и контрольном этапе эксперимента 

 

 

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов диагностики старших 

дошкольников по методике 

«

Графический диктант» на констатирующем и 

контрольном этапе эксперимента 

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

45%

50%

Констатирующий этап 

Контрольный этап 

35% 

50% 

40% 

30% 

25% 

10% 

Внеситуативно-личностное 

внеситуативно-познавательное 

Ситуативно-деловое 

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Констатирующий этап 

Контрольный этап 

25% 

65% 

20% 

15% 

35% 

20% 

10% 

10% 

Высокий 

Выше среднего 

Средний 

Ниже среднего 

Низкий 

 

 

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов диагностики старших 

дошкольников по методике 

«

Домик» на констатирующем и контрольном 

этапе эксперимента 

По результатам сравнительного анализа методик на констатирующем и 

контрольном  этапе  эксперимента  мы  можем  сделать  вывод,  что  после 

проведения  программы  развития  личностной  готовности  к  школьному 

обучению, у старших дошкольников наблюдается положительная динамика в 

личностной готовности. 

Таким  образом,  программа  по  развитию  личностной  готовности  к 

школьному  обучению  способствовала  повышению  уровня  саморегуляции, 

формированию  адекватной  самооценки  и  формирование  личностной 

готовности старших дошкольников. 

Список литературы 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. 

Божович. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с. 

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Констатирующий этап 

Контрольный этап 

45% 

70% 

35% 

25% 

20% 

5% 

Высокий 

Средний 

Низкий 

2.Божович,  Л.И.  Психологические  вопросы  готовности  ребенка  к 

школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ 

Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 2011. – 365 с. 

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. / Н.И. 

Гуткина. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с. 

4.  Запорожец  А.В.  Подготовка  детей  к  школе.  Основы  дошкольной 

педагогики /Под редакцией А.В.  Запорожца, Г.А. Марковой М. 2012.–  250-

257 с. 

5.  Лисина  М.И.  Формирование  личности  ребенка  в  общении  /  М.И. 

Лисина. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×