Очень часто мы реагируем агрессией, потому что наши личные границы нарушены. Можно ли воздержаться от агрессии? Как показывает практика - да. Для этого можно всего лишь сказать СТОП тому, что вам не нравится, а для этого - знать, где этот "СТОП".
Семинар позволяет ознакомиться с понятием личных границ, найти взаимосвязь между нарушенными границами и проявленной агрессией, через практическое упражнение учиться осознавать свои личныее границы.
Текст для семинара
педагог-психолог,
Починкова Н.С.,
.
Семинар-практикум для педагогов
«Формирование личных границ как профилактика агрессии»
Границы – это то, что отделяет нас от окружающих. По сути, граница – это наше понимание, где наше, а где не наше. На физическом уровне границы проявляются в пространстве, времени, вещах, финансах. Психологические границы проявляются в общении, ценностях, потребностях, вкусах.
Говоря простыми словами, психологические границы – «стена», которая разграничивает ваше психологическое пространство и пространство другого человека.
Как мы можем проявить свои границы перед другими людьми?
Прежде всего, при помощи речи. С помощью речи мы можем выразить то, что мы хотим, во что верим. Во-вторых, устанавливая эмоциональную дистанцию: если другой человек нарушает ваши границы, то можно отстраниться от близкого общения с ним и вовлеченности в его дела. В-третьих, устанавливая временные рамки общения: вы решаете сколько, когда и с кем общаться. В-четвертых, применяя принцип последовательности (сказал – сделал).
Здоровые границы проявляются, когда человек легко определяет, на каком уровне ему удобно и приятно общаться и хочет ли он этого общения. Он может сближаться с людьми, а потом отделяться, если почувствует, что в отношениях что-то не так и при необходимости это озвучить.
А теперь об агрессии.
Любая территория для поддержания своей автономии предполагает наличие границ. Агрессия – оружие защиты. Когда речь заходит о выстраивании личных границ, то часто возникает агрессия. Почему?
Агрессия – это защитный механизм, который показывает, что границы уже нарушены. Этот механизм возникает, когда человек недостаточно хорошо знает про себя: как можно со мной вести и как нельзя, что можно делать, а от чего желательно воздержаться.
Если собственный образ себя хорошо интергирован, то нарушение границ со стороны другого человека четко отслеживаются на начальном этапе и происходит последовательное предупреждение, примерно по следующей схеме:
Стоп (напоминающее «стой, кто идет?» солдата на границе)
.
Повторное стоп с эмоциональной окраской (это может быть повышение тона голоса, взгляд)
, происходит так называемый
«предупредительный выстрел вверх»
.
Атака – для того, чтобы вернуть нападающего за пределы собственных границ.
Если же человек не осознает своих границ (телесных, эмоциональных), то как правило первые попытки «вторжения» не замечаются, а, следовательно, нет и предупреждения. Осознание нарушенных границ происходит на последнем этапе – когда это нарушение чрезмерно, а реакция адекватная невозможна.
По факту, агрессор – тот, кто нарушает границы, а внешне мы воспринимаем, что агрессор тот, кто их защищает.
Какой может быть выход в такой ситуации? Работа с собой – понимание своих границ, прежде всего телесных, далее эмоциональных, интеллектуальных, ценностных.
Следующее упражнение может стать первым этапом на пути к этому.
Упражнение «Светофор». Инструкция: разделите лист бумаги верткально на три части.
Первая часть – к
расн
ая зона
– что со мной категорически нельзя (делать, поступать).
Вторая часть – ж
елт
ая зона
– со мной
«это»
можно, в зависимости от ситуации
.
Третья часть – з
елен
ая зона
– со мной
«это»
можно (делать, поступать).
Подумайте и заполните каждую часть.
Время на работу – 10 – 15 минут.
Обсуждение результата работы, поиск взаимосвязи с проявлением агрессии.