Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста . Работа №293542

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста.

В статье рассказывается о том,

-что такое чтение:

Чтение – довольно сложный психофизиологический процесс. 

-об уровнях умения чтения:

На первом (элементарном уровне) ребенок учится узнавать буквы, складывать их в слоги, а затем и в слова.

На втором читать вслух.

На третьем учится читать «про себя».

На четвертом реагировать на прочитанное, анализировать и критически осмысливать.

-о четырех составляющих навыках чтения: 

Правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – скорость чтения или техника чтения, в соотношении с пониманием прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в минуту).

Сознательность - прежде всего понимание идеи автора, его замысла, понимание художественных приемов, помогающих в реализации этой идеи, и понимание своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность по средствам устной речи передавать главную мысль произведения, а также личное отношение к нему. Главными признаками владения навыком выразительного чтения являются:

о трех этапах становления чтения:

Аналитический – это начальный этап и для него характерна некая разорванность компонентов чтения. Узнавание буквы, произнесение ее в слоге и связка нескольких слогов. Т.е. чтение по слогам. Обычно этот этап дети проходят наряду с обучением грамоте. Но здесь педагогу рекомендуется помнить, что каждый ребенок уникален в общем развитие и в овладении навыками чтения в том числе.

Синтетический - для этого этапа характерен синтез главных составляющих чтения. Произнесение, восприятие и осмысление того, что читает ребенок происходит практически одновременно. В этот период ребенок начинает читать целыми словами. Но самое главное-присутствие определенной интонации. Правильная интонация появится только при условии понимания и удерживания общего смысла в сознании. Из опыта работы могу сказать, что происходит это на втором году обучения.

 

Этап автоматизации – на этом последнем этапе чтение доведено практически до автоматизма и все внимание направленно на сам текст, его форму, содержание, смысловую окраску. Причем угадывание смысла текста идет зачастую в опережающем темпе от самого прочтения. Именно в этот момент у детей наблюдается желание читать «про себя». Ребенок очень непосредственно и эмоционально реагирует на прочитанное.

-мои выводы и рекомендации.

Работа:

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста.

Чтение – довольно сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речевой и слуховой анализаторы. Что же такое чтение? Многим этот вопрос покажется довольно глупым…И все же любому педагогу, обучающему детей чтению, нужно начинать именно с этого вопроса.

В современной педагогике и психологии умение читать подразделяется на четыре основных взаимосвязанных уровня:

На первом (элементарном уровне) ребенок учится узнавать буквы, складывать их в слоги, а затем и в слова.

На втором читать вслух.

На третьем учится читать «про себя».

На четвертом реагировать на прочитанное, анализировать и критически осмысливать.

Для того чтобы обучить ребенка чтению нужно пройти с ним все эти уровни, профессионально применяя при этом определенные методики и обучая определенным навыкам.

Пожалуй, самой важной задачей учителя является формирование у ребенка навыка чтения, который в последующем станет фундаментом для дальнейшего образования.

Наверно, нет учителя, который не мечтал бы научить хорошо читать всех своих учеников! Если ребенок в полной мере овладеет всеми навыками чтения он получит устойчивую базу для обучения не только в начальных классах, но и в будущем. Он с легкостью усвоит программный материал на всех этапах обучения.

Для формирования навыка чтения у младших дошкольников нужно помнить о четырех его составляющих:

Правильность

 - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость

 – скорость чтения или техника чтения, в соотношении с пониманием прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в минуту).

Сознательность

 - прежде всего понимание идеи автора, его замысла, понимание художественных приемов, помогающих в реализации этой идеи, и понимание своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность

 – это способность по средствам устной речи передавать главную мысль произведения, а также личное отношение к нему. Главными признаками владения навыком выразительного чтения являются:

умение соблюдать паузы и ставить логические ударения, передающие замысел автора;

умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость и темп.

Все качества, безусловно, взаимосвязаны между собой и формируются на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Они проходят через определенные этапы становления.

На практике дети младшего школьного возраста проходя как правило три этапа становления навыков чтения.  А именно:

Аналитический – это начальный этап и для него характерна некая разорванность компонентов чтения. Узнавание буквы, произнесение ее в слоге и связка нескольких слогов. Т.е. чтение по слогам. Обычно этот этап дети проходят наряду с обучением грамоте. Но здесь педагогу рекомендуется помнить, что каждый ребенок уникален в общем развитие и в овладении навыками чтения в том числе.

Синтетический - для этого этапа характерен синтез главных составляющих чтения. Произнесение, восприятие и осмысление того, что читает ребенок происходит практически одновременно. В этот период ребенок начинает читать целыми словами. Но самое главное-присутствие определенной интонации. Правильная интонация появится только при условии понимания и удерживания общего смысла в сознании. Из опыта работы могу сказать, что происходит это на втором году обучения.

Этап автоматизации – на этом последнем этапе чтение доведено практически до автоматизма и все внимание направленно на сам текст, его форму, содержание, смысловую окраску. Причем угадывание смысла текста идет зачастую в опережающем темпе от самого прочтения. Именно в этот момент у детей наблюдается желание читать «про себя». Ребенок очень непосредственно и эмоционально реагирует на прочитанное.

Работая с детьми я пришла к выводу, что пройти все эти этапы в начальной школе возможно и необходимо. Но для этого следует обеспечить такой режим работы, при котором у ребенка неизменно возникнет желание овладеть чтением. Прежде всего, сама рабочая атмосфера в классе должна располагать к обучению. Ребенок не должен бояться сделать ошибку или выглядеть глупо. Тексты, предлагаемые ребенку, должны быть отобраны с учетом психофизических особенностей детей и с учетом соблюдения поэтапности, от простого к сложному. Обязательно нужно проводить работу, предупреждающую ошибочное чтение. Ну, и самое главное это ежедневное упражнение в чтении. Эту мысль следует непременно донести до родителей, поскольку современные программы не предполагают уроки чтения каждый день. Кроме того, я заметила, что в семье, в которой много читают родители обычно вырастают и читающие дети. Процесс становления чтения у таких детей проходит более гладко и быстро.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×