Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
В статье рассказывается о том,
-что такое чтение:
Чтение – довольно сложный психофизиологический процесс.
-об уровнях умения чтения:
На первом (элементарном уровне) ребенок учится узнавать буквы, складывать их в слоги, а затем и в слова.
На втором читать вслух.
На третьем учится читать «про себя».
На четвертом реагировать на прочитанное, анализировать и критически осмысливать.
-о четырех составляющих навыках чтения:
Правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – скорость чтения или техника чтения, в соотношении с пониманием прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в минуту).
Сознательность - прежде всего понимание идеи автора, его замысла, понимание художественных приемов, помогающих в реализации этой идеи, и понимание своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность по средствам устной речи передавать главную мысль произведения, а также личное отношение к нему. Главными признаками владения навыком выразительного чтения являются:
о трех этапах становления чтения:
Аналитический – это начальный этап и для него характерна некая разорванность компонентов чтения. Узнавание буквы, произнесение ее в слоге и связка нескольких слогов. Т.е. чтение по слогам. Обычно этот этап дети проходят наряду с обучением грамоте. Но здесь педагогу рекомендуется помнить, что каждый ребенок уникален в общем развитие и в овладении навыками чтения в том числе.
Синтетический - для этого этапа характерен синтез главных составляющих чтения. Произнесение, восприятие и осмысление того, что читает ребенок происходит практически одновременно. В этот период ребенок начинает читать целыми словами. Но самое главное-присутствие определенной интонации. Правильная интонация появится только при условии понимания и удерживания общего смысла в сознании. Из опыта работы могу сказать, что происходит это на втором году обучения.
Этап автоматизации – на этом последнем этапе чтение доведено практически до автоматизма и все внимание направленно на сам текст, его форму, содержание, смысловую окраску. Причем угадывание смысла текста идет зачастую в опережающем темпе от самого прочтения. Именно в этот момент у детей наблюдается желание читать «про себя». Ребенок очень непосредственно и эмоционально реагирует на прочитанное.
-мои выводы и рекомендации.
Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
Чтение – довольно сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речевой и слуховой анализаторы. Что же такое чтение? Многим этот вопрос покажется довольно глупым…И все же любому педагогу, обучающему детей чтению, нужно начинать именно с этого вопроса.
В современной педагогике и психологии умение читать подразделяется на четыре основных взаимосвязанных уровня:
На первом (элементарном уровне) ребенок учится узнавать буквы, складывать их в слоги, а затем и в слова.
На втором читать вслух.
На третьем учится читать «про себя».
На четвертом реагировать на прочитанное, анализировать и критически осмысливать.
Для того чтобы обучить ребенка чтению нужно пройти с ним все эти уровни, профессионально применяя при этом определенные методики и обучая определенным навыкам.
Пожалуй, самой важной задачей учителя является формирование у ребенка навыка чтения, который в последующем станет фундаментом для дальнейшего образования.
Наверно, нет учителя, который не мечтал бы научить хорошо читать всех своих учеников! Если ребенок в полной мере овладеет всеми навыками чтения он получит устойчивую базу для обучения не только в начальных классах, но и в будущем. Он с легкостью усвоит программный материал на всех этапах обучения.
Для формирования навыка чтения у младших дошкольников нужно помнить о четырех его составляющих:
Правильность
- плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость
– скорость чтения или техника чтения, в соотношении с пониманием прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в минуту).
Сознательность
- прежде всего понимание идеи автора, его замысла, понимание художественных приемов, помогающих в реализации этой идеи, и понимание своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность
– это способность по средствам устной речи передавать главную мысль произведения, а также личное отношение к нему. Главными признаками владения навыком выразительного чтения являются:
умение соблюдать паузы и ставить логические ударения, передающие замысел автора;
умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость и темп.
Все качества, безусловно, взаимосвязаны между собой и формируются на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Они проходят через определенные этапы становления.
На практике дети младшего школьного возраста проходя как правило три этапа становления навыков чтения. А именно:
Аналитический – это начальный этап и для него характерна некая разорванность компонентов чтения. Узнавание буквы, произнесение ее в слоге и связка нескольких слогов. Т.е. чтение по слогам. Обычно этот этап дети проходят наряду с обучением грамоте. Но здесь педагогу рекомендуется помнить, что каждый ребенок уникален в общем развитие и в овладении навыками чтения в том числе.
Синтетический - для этого этапа характерен синтез главных составляющих чтения. Произнесение, восприятие и осмысление того, что читает ребенок происходит практически одновременно. В этот период ребенок начинает читать целыми словами. Но самое главное-присутствие определенной интонации. Правильная интонация появится только при условии понимания и удерживания общего смысла в сознании. Из опыта работы могу сказать, что происходит это на втором году обучения.
Этап автоматизации – на этом последнем этапе чтение доведено практически до автоматизма и все внимание направленно на сам текст, его форму, содержание, смысловую окраску. Причем угадывание смысла текста идет зачастую в опережающем темпе от самого прочтения. Именно в этот момент у детей наблюдается желание читать «про себя». Ребенок очень непосредственно и эмоционально реагирует на прочитанное.
Работая с детьми я пришла к выводу, что пройти все эти этапы в начальной школе возможно и необходимо. Но для этого следует обеспечить такой режим работы, при котором у ребенка неизменно возникнет желание овладеть чтением. Прежде всего, сама рабочая атмосфера в классе должна располагать к обучению. Ребенок не должен бояться сделать ошибку или выглядеть глупо. Тексты, предлагаемые ребенку, должны быть отобраны с учетом психофизических особенностей детей и с учетом соблюдения поэтапности, от простого к сложному. Обязательно нужно проводить работу, предупреждающую ошибочное чтение. Ну, и самое главное это ежедневное упражнение в чтении. Эту мысль следует непременно донести до родителей, поскольку современные программы не предполагают уроки чтения каждый день. Кроме того, я заметила, что в семье, в которой много читают родители обычно вырастают и читающие дети. Процесс становления чтения у таких детей проходит более гладко и быстро.
“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.