Педагог всегда должен помнить, что воображение - это важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее, чем знание. Самый благоприятный период для развития воображения - это дошкольный возраст. Долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. Исследования показали, что при таком подходе творческая сила воображения уже к восьми годам угасает и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено.
Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства у детей старшего дошкольного возраста
Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал. И чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие трепещущие игрой красок оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти».. «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями».
О.А. Куревина в методических рекомендациях «Путешествие в прекрасное» говорит о том, что искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении жизни и природы. Она говорит о том, что общение с произведениями искусства активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему.
Б. М. Теплов отмечал: «Художественное полноценное восприятие – это умение, которому необходимо учить и этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному».
Педагог всегда должен помнить, что воображение - это важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее, чем знание. Самый благоприятный период для развития воображения - это дошкольный возраст. Долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. Исследования показали, что при таком подходе творческая сила воображения уже к восьми годам угасает и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено.
Поэтому создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, она будет загублена в последующие годы. Каждый раз мы создаем условия для развития творческого мышления просто предлагая ребенку:
- попробуй по-другому ответить на этот вопрос;
- попробуй придумать свое окончание сказки, истории;
- дорисуй картинку, чтобы получилось что-то новое;
- попробуй придумать свое решение этой задачи;
- создай свой натюрморт и т.д.
Мы всегда стремимся к созданию нестандартной ситуации, выход из которой ребенок должен придумать сам. Нашей задачей является формирование способности к восприятию художественных произведений живописи, литературы, музыки и к самостоятельному созданию выразительного образа. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности.
Для оптимального художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста организация образовательной деятельности должна строиться на принципе интеграции. Это помогает педагогу организовать образовательный процесс нетрадиционно, интересно, в ходе которого ребенок находит моральное и духовное удовлетворение.
Интегрированная образовательная деятельность ведется по трем направлениям:
- музыка – художественное творчество;
- ознакомление с художественной литературой - художественное творчество;
- музыка – коммуникация - художественное творчество.
На мой взгляд, интегрированная образовательная деятельность способствует:
- глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;
- формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
- воздействует на психические процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление);
- стимулирует творческую активность;
- способствует формированию целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором.
Неоценима роль родителей в успешности интегрированной деятельности. Видя успехи своих детей в ДОУ, родители стремятся стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества. Это совместные выставки рисунков, тематические презентации, создание коллажей, участие родителей в музыкальном ансамбле, перевоплощение в сказочных героев на утренниках, совместные экскурсии и многое другое.
Закончить свое выступление я хочу словами В.А.Сухомлинского:
«Детская память как раз потому остра и цепка, что в нее вливается чистый ручеек ярких образов, картин, восприятий, представлений. Детское мышление как раз и поражает нас тонкими, неожиданными, "философскими" вопросами, потому что оно питается живительным источником этого ручейка. Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать… Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями…Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры».
Литература:
О.А.Куревина
,
Г.Е.Селезнева
, «Путешествие в прекрасное», «
Баласс
», 1999;
В.А.Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»;
Н.В. Бутенко, учебное пособие для педагогов
«
Образовательное пространство музея искусств» в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста», «Академия естествознания», 2013.