Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственно - патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственно - патриотического воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра».
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно прививается и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова писателя В. Распутина.
Воспитание в детях любви к Родине, своему народу и родной природе. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений нашего детского сада. Для решения задач воспитания будущего
гражданина России разработана система, включающая разнообразные формы
работы, пронизывающая все виды деятельности, в том числе и музыкальной.
В своей работе мы неизбежно затрагиваем тему нравственности и гражданского самосознания детей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к
родному городу и родной стране, культурному прошлому своего народа,
защитникам Отечества, уважительное отношение к традициям, историческим
событиям играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Система нашей работы представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействии с музыкальным руководителем ДОУ. Использование разнообразных форм и методов работы с
детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование,
организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют
активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению
усвоения предложенного материала.
Цель данного направления в моей работе – воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Задачи:
- учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким,
друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- посредством музыки прививать любовь и привязанность к своей семье,
дому, детскому саду. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое
благо, все хорошее начинается с родного дома.
- ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем
прикосновения к истории своей семьи.
- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду,
где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на
основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым
делам для семьи, родного дома, детского сада.
Работая в данном направлении, под девизом – научить Родину любить!
Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников, реализуется через приобщение к народным традициям родного края, где дети знакомятся с элементами самобытного национального искусства.
Патриотическое воспитание имеет большое значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей, как с искусством русского («Волшебная дымка», «Золотая Хохлома»…). Если на занятиях по ознакомлению с окружающим миром идет рассматривание одежды, посуды, предметов быта и игрушек, то на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют, лепят, расписывают, выполняют аппликацию.
В рамках проекта «Народы мира-хоровод дружбы» у детей сформировались чувства терпимых, уважительных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разных народов.
Классическое культурное наследие,с которым дети знакомятся в процессе образовательной деятельности и различных мероприятиях: «Неделя классической музыки», «Встречи в музыкальной гостиной», «Осенние напевы», «Музыка Зимы», «Весна - красна поёт». Такие мероприятия позволяют прививать детям любовь к русскому классическому наследию, обогащать словарный запас, побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Народная музыка, проходит красной нитью, через различные традиционные детские праздники, что позволяет развивать нравственно –патриотические чувства у дошкольников. Уже стало традицией нашего детского сада проводить «Рождественские посиделки», «Медовый спас» - праздник Масленицы, «Весенние забавы», «Сороки»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Это позволяет повысить социальную компетентность дошкольников и выразить чувства любви в своих работах . В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю. Наибольший эмоциональный отклик в душе дошкольников вызвали следующие темы: «Моя семья», «Мой друг», «Мамочка любимая моя.».
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества” и тема Великой Отечественной войны. Выставка рисунков «Спасибо деду за победу!» и «Выставка военной техники, сделанная руками пап». Мы подводили ребенка к пониманию, того что наш народ победил благодаря любви к своей Отчизне. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Это способствовало воспитанию уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины.
Историческое прошлое, позволяет нам воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны.
Традицией в нашем ДОУ стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День России», «9 Мая – День Победы», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
«Мир природы» всегда встречает у детей положительный отклик. Если детям предложить нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев они нарисуют природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его духовной жизни, мироощущения.
Наш край богат и красив и разнообразен. Красоту родной природы мы стараемся донести до наших воспитанников во время прогулок, экскурсий, мультимедийных презентаций, фотовыставок, организованных в ДОУ, чтения художественной литературы, посещение выставок местных художников. Выставки помогли увидеть красоту родных мест, получить эмоциональный отклик на произведения живописи и графики, узнать о творческих людях нашего города, края и их достижениях в области искусства, воспитывают чувство уважения и гордости за наш город, наших людей, наш край. Свои впечатления дошкольники передают в своих рисунках, аппликациях, поделках. («Золотая осень», «Белая берёза под моим окном», «Царство деревьев», «Весна, весна на улице»…)
Изображая различными художественными материалами образы птиц, насекомых, рыб, диких и домашних животных родного края. Дошкольники смогли осознать красоту животного, его пользу, материнскую заботу о детенышах, то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.( «Следы на снегу», «У зверей тоже бывают мамы и папы», «Букашки-таракашки»…), что способствовало формированию гуманного отношения к представителям животного мира. В рамках акции «Покормите птиц зимой» родители и дети нашей группы приняли участие в изготовлении кормушек для птиц. В нашей работе также уделяется внимание творчеству русских художников анималистов: Е.И Чарушина, А.А. Ватагина, что позволяет обогатить представления детей об их творчестве.
Вывод: Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания мной и музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: дети испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывают гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями, умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.