Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Формирование общекультурных и коммуникативных компетенций через участие школьников в различных мероприятиях».. Работа №269210

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Работа:

«Формирование общекультурных и коммуникативных компетенций через участие школьников в различных мероприятиях».

 

План выступления

Компетенция

Общекультурные компетенции

Коммуникативные компетенции

Способы формирования

общекультурных

и коммуникативных

компетений

Формы реализации общекультурных и коммуникативных компетенций.

Развитие общекультурных и коммуникативных компетенций на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

 

1.Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности. Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

 

2.Под общекультурной компетенцией личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Общекультурные компетенции  направлены  на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным   является самовыражение личности.

   Компетентность включает следующие аспекты:

смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

        Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

      Целью школьного образования в области формирования общекультурных компетенций является: достижение уровня, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

    социально-экономической;

    политико-правовой;

    в сфере науки, религии;

    экологической;

    эстетической;

    коммуникативной;

    бытовой;

    досуговой и др.

    Существует множество способов формирования общекультурных компетенций.   Приоритет отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Необходимо заметить, что общекультурная компетенция формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. Каким бы не был путь формирования общекультурной компетенции, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.

Формирование общекультурной компетенции школьников актуально как никогда. В XXI веке общество переходит к такому состоянию, в котором культура становится эпицентром всех социальных, бытийных, семейных, человеческих общений, конфликтов и возможностей. Это подчеркивает важность общекультурной компетенции человека, входящего в жизнь. На первый план выступают такие понятия, как индивидуальность, духовность, нравственность – качества отдельной личности, потребность в саморазвитии и самоутверждении, что напрямую зависит от того, насколько точно конкретный школьник представляет себе специфику современной ему действительности.

3.Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативных умений у школьников в учебном процессе.

Исходя из культурно-исторической теории Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Соответственно коммуникативная компетенция - это умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентцию входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

4.Способы формирования общекультурных и коммуникативных компетений

Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе школы. Внеучебная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями. Основной педагогической единицей внеучебной деятельности является культурная практика – организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Каково же значение  коммуникативной компетентности для школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во–вторых, от степени сформированности коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В – третьих, коммуникативная компетентность может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни

Формирование коммуникативной компетенции тесно связано и с духовно-нравственным воспитанием.

Сейчас все чаще наблюдается проблема бездуховности школьников:

• наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям;

• проявляется спад интереса к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;

• и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;

• достаточно высока степень эгоизма у отдельных учащихся и их родителей

Решением проблемы безнравственности может служить не только урочная деятельность. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Они являются одним из средств воспитания и формирования личности. Посещение музеев, концертов, приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, народному и профессиональному творчеству, направлено на воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает культурное развитие растущего человека.

Музыка, с незапамятных времен, является уникальным средством коммуникации и могучим средством воспитания и формирования личности. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Таким образом, музыка способна выступать в качестве субъекта и объекта коммуникации и в связи с ее специфическим воздействием на психику человека является действенным средством в улучшении сферы общения личности.

 

Как и в любой другой школе, в нашей школе есть замечательные традиции. Приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «День Учителя», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Обычно, каждый год, в нашей школе организуются определённые мероприятия, направленные на воспитание патриотизма. Сюда относятся: битва хоров, конкурс чтецов, конкурс стенгазет, музыкально-литературные композиции, военно-спортивные игры, соревнования, конкурс «А ну-ка, парни» и т.д. Эти мероприятия способствуют развитию навыков общения не только с одноклассниками, но и другими учащимися школы. Конкурсы дают возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста, чтеца. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные мероприятия и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.

Большинство современных концепций школьного образования признают музыкальное искусство незаменимым средством воспитания в ребёнке общечеловеческих ценностей.  

На уроке музыки обучающийся направляется к выполнению решения не одной задачи, а к целостной системе задач:

1. Сделать презентацию и показать классу;

2. Познакомиться с живописным материалом;

3. Прослушать музыкальный фрагмент в исполнении учителя или в музыкальной записи;

4. Вслушаться и услышать образно - интонационный строй музыкального произведения;

5. Найти свой вариант ответа на установление интонационно - содержательных связей в музыке;

6. Участвовать обучающимся в вокально – хоровой деятельности;

7. Выполнить музыкально-ритмические движения (дирижирование, прохлопывание ритма, пластические движения по интонированию);

8. Выполнить музыкально-живописное иллюстрирование как результат изученного музыкального материала;

9. Рассуждать о своих музыкальных впечатлениях,

10. Выполнить один из вариантов предложенного домашнего задания как рефлексия на изученный музыковедческий материал;

11. Участвовать в самооценке своей деятельности на уроке.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

5. Формы реализации развития общекультурных и коммуникативных компетенций в школе.

участие в смотре строя и песни

шефство над ветеранами ВОВ

встречи с ветеранами войны

Посещение Музея боевой славы

спортивные праздники «День защитника Отечества»

уроки мужества

просмотр видеофильмов

операция «Забота»

6.Развитие общекультурных и коммуникативных компетенций на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

Влияние музыки на воспитание детей - это приобщение музыкальной культуре в целом. 

Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие творчество деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать к нравственно эстетически ми переживаниям, вести к преобразованию окружающего к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщем, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирование личности ребенка.

Всесторонность музыкального воспитания выступает как один из эффективных путей нравственного обогащения формирование личности ребенка. Активизации его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в едином переживание, становится средством общения между детьми.

Музыкальный опыт детей еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать стой чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к  дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою». Из концепции  музыкального образования школьников, мы узнаём, что высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества. 

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, когда удается достичь соотнесения содержания произведения, написанного очень давно, с духовным мироощущением слушателя сегодняшнего дня. Этой возможностью обладает классическая музыка. Любить музыку — значит испытывать потребность в общении с ней, переживать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Действительно, существует тесная связь между этими понятиями; «понимать» и «любить», воспринимать сознательно и эмоционально, чтобы глубже переживать и чувствовать музыку.

В наше время дети слушают музыку разных жанров. Но не может не тревожить, что дети мало знают классическую музыку, а порой совсем ее не воспринимают. А ведь классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание — ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей. Это давно доказано музыкальной психологией, которая как наука зародилась в недрах философии. Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни.

Исследователи подтверждают благотворное влияние слушания классической музыки не только на умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом. В результате обследования группы профессиональных музыкантов, а также людей, которые слушали классическую музыку в детстве, было выяснено, что они имеют отличную память и способность к языкам. Кроме того, ученые обнаружили, что мозжечок у музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии. Именно этот участок мозга, отвечающий за координацию движений, «слушает» и чувствует музыку! Музыкальная психология предлагает использовать музыку в оздоровительных целях, предлагая ее как для слушания, так и для исполнения и творчества. Способность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека обеспечивает глубокие переживания в процессе ее восприятия и исполнения.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная деятельность, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности, сформировать общекультурные и коммуникативные компетенции.

Список литературы:

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.:

Гуманит

. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: - (Библиотека учителя музыки).

Электронные ресурсы:

http://vestnik-rzi.ru/2014/10/2369

http://festival.1september.ru/articles/414116/

http://libed.ru/knigi-nauka/62926-1-muzikalnoy-kulturi-shkolnikov-urokah-muziki-obscheobrazovatelnoy-shkole.php

http://infourok.ru/statya__formirovanie_obschekulturnyh_kompetenciy__v_vospitatelnoy_rabote-328782.htm

http://infourok.ru/statya__formirovanie_obschekulturnyh_kompetenciy__v_vospitatelnoy_rabote-328782.htm

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/03/27/razvitie-obshchekulturnoy-kompetentsii-mladshego-shkolnika-na

http://festival.1september.ru/articles/510859/

http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/01/08/klassicheskaya-muzyka-i-eyo-znachenie-v-formirovanii-muzykalnoy

http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1308

http://www.uchportfolio.ru/articles/read/53

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=38601

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×