Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема зоркости до сих пор не решена.
Орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка.
Больше всего проблем возникает у учеников начальной школы, когда они работают над темой «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки.
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической зоркости до сих пор не решена.
Орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка.
Больше всего проблем возникает у учеников начальной школы, когда они работают над темой «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки.
Сегодня мы уже можем ответить на этот вопрос. Наши ученики не знают «ошибкоопасных» мест и поэтому не применяют известные им правила, отсутствие «орфографической зоркости» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографические ошибки. Часто родители говорят: «Мой ребенок знает все правила, а пишет все равно с ошибками!»
Это происходит потому, что ученик не знает где эти правила надо применять. Ребенка нужно научить находить «ошибкоопасные» места в словах ( то есть орфограммы) и проверять их до того как они будут написаны.
Формирование у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной. Орфографическая зоркость - это умение выделять орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, который находится в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника.
1. Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
3. Применять правило
4. Проверять написанное.
5. Осуществлять орфографический самоконтроль.
(слайд 6)
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,
в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Так, как опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны с оценкой позиции звуков, ведущей целью фонетической работы, является формирование у детей умение слышать звучащее слово. Дети должны уметь:
1.выделять отдельные звуки и определять их характер;
2.устанавливать последовательность звуков;
3.ориентироваться в звуках – «соседях»;
4.проводить полный звуковой анализ слова;
Существует много упражнений для развития этих умений. От того, насколько прочно первоклассники овладеют этими умениями, будет зависеть успех в становлении их орфографической зоркости. Работу по развитию орфографической зоркости целесообразно начинать в период обучения грамоте, когда ведется аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, Развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответственными буквами.
Задание, где дети легче усваивают понятие позиции звука.
Задание «Сильный - слабый».
1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
○ Гласные буквы одинаковые.
3.Произнесите слова, что можете сказать про звуки?
○ Гласные звуки разные.
4.Поможем слабому!
○ В слове кОт гласный под ударением – сильный.
○ В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию, в сильную.
На данном этапе эффективны следующие упражнения:
«Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места».
В практической работе можно использовать следующие приемы и виды упражнений, которые способствуют формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1.Списывание
Списывание.
Алгоритм списывания
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы.
· Прочитай предложение орфографически.
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, можно предложить по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
- Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
- Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
- Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
-Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
- Спиши слова определённой части речи.
- Выпиши словосочетания.
2.Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Чаще всего это касается запоминания трудных слов . Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается. Сначала образец проговаривания даёт учитель– 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
3.Коммментированное письмо.
Комментированное письмо. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Школьник должен видеть все буквы в слове. Что нужно, чтобы внимание было направлено на известную часть слова, на орфограмму? Всякое внимание и восприятие орфограммы должно носить следы сознательной и активной деятельности. У ребенка появляется привычка внимательно относится к речи, «взвешивать» слово, выбирать и ценить его правильную форму.
Комментированное письмо выступает как одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знание учеников и проверить их орфографические навыки.
Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
4.Орфографические минутки (обязательно на каждом уроке, в начале или в конце).
5.Скоростное письмо.
6.Письмо с пропуском орфограмм.
7.Звуковой анализ слова.
8.Письмо с простукиванием.
. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
9.Использование словарей.
10.Запоминалки.
11.Работа над ошибками.
Работа над ошибками является средством закрепления орфограмм и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки ,закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся. Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников - номер орфограммы), а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).
Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками . После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.
Диктант
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Свободный диктант
· Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Виды упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.
Виды заданий:
«Секрет письма зеленой пастой».
Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.
Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
Устная работа с помощью сигнального веера , на котором написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).
Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).
Выписать слова , в которых два слога.
Выписать слова на тему «Животные».
Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.
Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей)
Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)
«Найди лишнее слово».
Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:
1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;
2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;
3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;
4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;
5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.
6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.
Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
Упражнения:
1 Прочитай загадки: « Глаза на рогах, а домок на спине». «Хвост серпом, голова с гребешком». Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2 составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Зима в лесу». Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
3 зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.
4 Игры.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды, ч.сы, пл.ды, м.ржи.Объясни , почему вставили такие буквы.
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Игра «Лесенка». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
российский фла.. тяжёлый гру…
больной зу.. спелый арбу..
Часто использую следующие виды работ:
- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.
- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.
Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, можно на уроках также использовать занимательные упражнения, кроссворды, ребусы и игры, содержащие орфографические задачи.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, обязательно даст положительные результаты.