Основной задачей физического развития и воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое способствует всестороннему развитию ребенка.
Недостаточность внимания к созданию условий для физического воспитания может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности.
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в физическом воспитании»
Подготовила: Мухина Н.А.,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Екатериновка
Основной задачей физического развития и воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка. Слайд 2
Недостаточность внимания к созданию условий для физического воспитания может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности.
В первое занятие в начале года всегда включается тема о правилах безопасности в зале на физкультурных занятиях (используя стихи и иллюстрации или слайды). Слайд 3
Педагог детского сада обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью. Причем в этом случае имеются в виду любые действия - как самого ребенка, так и персонала, а также сверстников воспитанника. Если же воспитатель не смог предотвратить травматизм в ДОУ, то он несет ответственность за это.
Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п.
В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физической культуре, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия по физической культуре. В тоже время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность, а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем).
Требования к условиям организации занятия дошкольников слайд 4
Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки и т.п. должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
Материалы и оборудование.
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям; запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
3. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду слайд 5
1. Педагог, проводящий физкультурные занятия, должен узнать у медицинского работника, о состоянии здоровья детей, есть ли какие-то противопоказания к занятиям.
2. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, педагог должен обеспечить правильный показ движения.
3. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
4. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра педагога, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
5. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети. Поэтому на занятии должен обязательно быть и воспитатель.
6. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т. д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
7. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
8. При организации занятия педагог должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
Значительное место занимает физическое развитие детей во время прогулок, поэтому поговорим о безопасности во время прогулок.
Прогулка имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.
Все педагоги знакомились с инструкцией по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке. Слайд 6
Во-первых, регулярно осматриваем участок и его оборудование. Все оборудование на участке (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.) должно быть в исправном состоянии: без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов; горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, отвечать возрасту детей и санитарным требованиям и т.п.
Рассмотрим формы работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения:
Периодически с детьми проводятся беседы на тему: «Правила поведения на участке д/ сада во время прогулки», в ходе которой с детьми рассматриваются правила безопасного поведения на участке д/с. Они должны знать границы своего участка, им напоминается об опасностях, которые могут подстерегать их на участке.
В зависимости от времени года предметом особого рассмотрения становятся такие вопросы:
Зима. Осторожно! Скользко!» – дети знакомятся с правилами безопасности в зимнее время-гололед. Они на практике определяют опасные ситуации, проговаривают правила, которые нужно соблюдать, чтобы не получить травму, помогают дворнику посыпать скользкие места песком.
На прогулке особое внимание уделяется вопросу: «Зимой на горке». Слайд 7
Дети учатся подчиняться правилам поведения при катании с горки: не толкаться, ждать своей очереди, спускаться осторожно. Так же правила катания на ледяных дорожках, если они есть.
Хотя на территории ДОУ сосульки должны своевременно убираться, не будет лишним обратить внимание детей на то, что сосульки могут быть опасны для человека, дети учатся предвидеть опасность, формируются навыки безопасного поведения. Слайд 8
Весна и лето. При поведении наблюдений за насекомыми, животными, растениями - продолжаем формировать элементарные представления о способах взаимодействия с данными объектами.
Важным компонентом прогулок являются подвижные игры, игры со спортивным инвентарем.
Формирование навыков безопасного поведения детей происходит при организации самих игр и при использовании спортивного инвентаря.
Например:
– Игры с мячом («Ловишки с мячом») - детям объясняется, что догоняя, метиться нужно в туловище, а не в голову.
– Игры с бегом врассыпную. Предупреждаем, что бегаем, не наталкиваясь друг на друга, во избежание столкновений, падений. Для игр отбираем не поврежденный, а исправный инвентарь. П/игры уже сами по себе содержат движение, поэтому при их организации должно быть все четко продумано, чтобы избежать опасных ситуаций.
Велосипеды, самокаты, ролики, доски – исправность инвентаря, специально отведённое место, подходящее для этого, защита, рассмотреть с детьми правила использования, контроль взрослых.
При организации самостоятельной деятельности детей особое внимание следует уделить той категории детей, которые отличаются наибольшей подвижностью, активностью. Такие дети должны в течение всей прогулки находиться под контролем со стороны воспитателя.
Предметом особого разговора должно стать проведение целевых прогулок, экскурсий.
Они должны быть тщательно подготовлены, т. к. выход за пределы территории д/сада - это всегда неизведанное, а неизведанное всегда таит в себе определенную опасность.
Экскурсии к перекрестку, дороге, где проводятся беседы о правилах поведения на дороге и в транспорте, о правилах дорожного движения: переходить улицу можно только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. Данный этап имеет большое значение в плане формирования навыков безопасного поведения детей.
Выводы: падения, ушибы, порезы, ссадины, травмы в большинстве своем происходят по прямой или косвенной вине взрослых. «Вакцина против травматизма - воспитание», - так сказал один из известных ученых.