Понятие профессиональная компетентность педагогического работника можно определить как: «владение им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Г.М. Коджаспирова). В психолого-педагогической литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Специалисты: педагоги, психологи выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
По определению С. И. Ожегова «Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен». «Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга задач (проблем)». «Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».
По мнению к. п. н. академика А.В. Хуторского:
Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Названные составляющие тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую, в свою очередь, «идеальную модель» специалиста, определяя его личностно-деятельную характеристику, поскольку компетентность может быть оценена только в ходе деятельности и только в рамках конкретной профессии.