Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование представлений о патриотизме на уроках истории. Работа №302177

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы

Идея патриотизма является актуальной в развитии российского общества, в особенности, если речь идет о воспитании нового поколения.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

 

Работа:

Формирование представлений о патриотизме на уроках истории

 

Брыкова Елена Николаевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Абакана

 

Идея патриотизма является актуальной в развитии российского общества, в особенности, если речь идет о воспитании нового поколения. Как отмечает Н.П. Хоц, лишь 29% опрошенных учащихся школ Республики Хакасия выделяют в качестве важной ценности любовь к Родине, остальные над этой проблемой просто не задумывались [3].

По справедливому утверждению С.Ю. Ивановой, восстановление патриотического сознания, в целом, носит комплексный характер и включает в себя улучшение качества жизни людей, семейное воспитание, совершенствование идеологической работы с молодежью и другие аспекты. Значимую роль в данном процессе играет сохранение исторической памяти народа, обращение к его подвигу и различным знаменательным датам [2].

Думается, что учитель истории должен сам обладать патриотическими взглядами и иметь активную жизненную позицию, только в этом случае изложение им материала будет достаточно убедительным. Кроме того, оценивая события прошлого, необходимо подчеркивать их связь с современностью. В частности, педагог обязан иметь точное представление о том, по какой причине эти исторические факты подлежат изучению в настоящее время.

Учителю следует не забывать о том, что в отдельные периоды идея патриотизма неоднозначно воспринималась государством и обществом; характерным примером является первая мировая война 1914-1917 г.г. Так, российский император и его сторонники активно призывали население встать на защиту Отечества. Однако, в ходе войны для многих сознательных людей стало ясно, что абстрактные патриотические идеалы являются вторичными по сравнению с борьбой за мир, а сам патриотизм перестал быть национальной идеей в условиях нарастания социально- экономического кризиса.

Анализируя на уроках темы о Великой Отечественной войне (1941-45 г.г.), учителю целесообразно акцентировать внимание учащихся на коллективном подвиге, массовом героизме и патриотизме советских людей, в том числе, молодежи, их самоотверженности и самопожертвовании, что обеспечило достижение Победы. При этом, уместно заявить о том, что героические поступки представителей народа являлись вполне сознательными и не имели ничего общего с бездумным фанатизмом.

Одновременно, следует развенчивать попытки некоторых авторов и отдельных лиц обесценить светлые образы героев войны, например, Зои Космодемьянской, Александра Матросова, молодогвардейцев. К сожалению, подобная тенденция может попасть на благодатную почву, так как знания школьников о Великой Отечественной войне являются минимальными, ввиду ограниченного количества часов для изучения данной темы.

Представляет определенные трудности современная трактовка патриотизма и доведение этого вопроса до учащихся. Как отмечает Н.Н. Бармина, в ряде случаев наблюдается противоречие по указанной проблеме между официальной позицией государства и так называемым, «народным патриотизмом» [1]. Не секрет, что патриотические лозунги часто использует политическая оппозиция, которая вкладывает в них свое собственное содержание. Понимание изложенного очень важно, например, для объяснения событий в России, произошедших в августе 1991 г. и октябре 1993 г.

Учитель не должен избегать дискуссий со слушателями, даже если они предлагают альтернативную точку зрения. При этом нужно находить понятные и веские аргументы для обоснования собственного взгляда на проблему.

Полагаем, что формирование представлений учащихся о патриотизме необходимо сопровождать позитивной оценкой состояния государства и общества, которые, несмотря на недостатки и упущения, имеют благоприятные перспективы для дальнейшего развития. Кроме того, истинный патриот, даже в сложные периоды для своей Родины, не остается посторонним наблюдателем, а оказывает ей посильную помощь и поддержку.

 

Список использованной литературы

1. Бармина, Н.Н. Современная Россия в поисках патриотизма // Роль патриотизма в культуре и экономике России. Материалы Всероссийской научно- практической конференции.- Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010.- С.8-12.

2. Иванова, С.Ю. Формирование гражданско- патриотических ценностей современной российской молодежи: проблемы и пути решения. Материалы Всероссийской научно- практической конференции.- Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010.- С. 129-132.

3. Хоц, Н.П. Ценностные ориентации современной молодежи Республики Хакасия (на примере школьников) // Проблемы духовных и социальных ценностей современной молодежи России и Центральной Азии и пути их решения.- Абакан, 2013.-С. 169-176.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×