Самооценка, являясь масштабным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной, нравственной сферы субъекта, имеет кардинальное значение как фактор воспитания в процессе занятий спортом.
Формирование адекватной самооценки в значительной степени обуславливает эффективность всей спортивно-воспитательной работы, достижение действенности общественно значимой деятельности спортивного коллектива, его общественного мнения, воздействия на жизнь взрослеющей личности. Самооценка выступает как своеобразный фильтр, определяющий судьбу спортивно-воспитательных усилий. Правильно оценивать себя, предъявить себе соответствующие требования, активно содействовать их реализации – без этого не совершается подлинное становление личности воспитанника.
Самооценка спортсмена
Самооценка, являясь масштабным личностным образованием, выполняющим регулятивные функции в становлении мотивационной, волевой, эмоциональной, нравственной сферы субъекта, имеет кардинальное значение как фактор воспитания в процессе занятий спортом.
Формирование адекватной самооценки в значительной степени обуславливает эффективность всей спортивно-воспитательной работы, достижение действенности общественно значимой деятельности спортивного коллектива, его общественного мнения, воздействия на жизнь взрослеющей личности. Самооценка выступает как своеобразный фильтр, определяющий судьбу спортивно-воспитательных усилий. Правильно оценивать себя, предъявить себе соответствующие требования, активно содействовать их реализации – без этого не совершается подлинное становление личности воспитанника.
Актуальность разработки проблемы самооценивания личности заключается в гуманистическом подходе к личностно ориентированному обучению и необходимости отражения этой тенденции при формировании адекватной самооценки у спортсменов в процессе занятий конкретным видом спорта.
Многие не в состоянии взглянуть на себя со стороны и правильно оценить результаты своей деятельности: их самооценка неустойчива, они одновременно и завышают и занижают ее в делах успешных и неуспешных, не имеют ориентира.
Что касается оценивающих себя в соответствии с достигнутыми практическими результатами по проявленному отношению к спортивной деятельности, то в сопоставлении с другими участниками в ходе выполнения определенного вида деятельности определено, что взаимооценка в обстановке привлекательной коллективной спортивной жизни вызывает стремление подойти к себе обобщенно и оценить свои результаты объективно.
При формировании адекватной самооценки важна организация увлекательной для спортсмена деятельности. Интерес к ней, увлеченность ею рождают потребность соответствовать определенным требованиям к поведению в деятельности. Факт увлеченности организуемыми делами косвенным образом свидетельствует о принятии воспитанниками определенного образца поведения. В этом случае возникает собственно процесс самооценивания, сравнивая себя с образцом, тем более интенсивный, чем в большей степени участники деятельности стремятся к успеху.
Другое важное условие формирования адекватной самооценки – многогранность организуемой спортивной деятельности. Она даёт тренеру возможность изучить характер самооценки воспитанника относительно разных требований к своему поведению и соответственно формировать правильную самооценку разных своих умений, поступков и отношений в одном виде деятельности. При этом важно учитывать такие критерии к требованиям, вытекающим из деятельности, как их необходимость, привлекательность и посильность для воспитанников.
Особую функцию в формировании самооценки выполняет собственно оценочная деятельность воспитанников. Ее организация ставит их в активную позицию относительно усвоения именно этого феномена, который составляет задачу воспитания. если практическая деятельность рождает и во многом реализует потребность самооценки, то собственно оценочная деятельность уточняет образец и непосредственно учит самооценке в связи с принятым образцом.
Для коррекции неадекватной самооценки тренер фиксирует внимание на положительных результатах деятельности спортсмена. Ни в коем случае не следует, сравнивать результаты не в пользу последнего, надо говорить о неадекватности самооценки, что может побудить ученика повысить уровень своих притязаний и отсюда как следствие уровень своей самооценки. Необходимо проводить регулярные беседы с родителями , заостряя внимание на положительных результатах деятельности и свойствах характера ученика, стремиться скорректировать оценочное поведение родителей на положительное а не критичное отношение к ребёнку.
Тренер стремится к созданию эмоционально благополучного психологического климата в спортивном коллективе, с тем чтобы воспитанник с низкой самооценкой чувствовал себя комфортно.