СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность проблемы
2. Онтогенез формирования слоговой структуры слов
-Ступени усложнения слоговой структуры слов
-Возрастные этапы формирования слоговой структуры слов
3. Типы нарушений слоговой структуры слов
4. Причины нарушений слоговой структуры слов
5. Современные методики по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
6. Практическое применение методик Большаковой С.Е и Новиковой-Иванцовой Т.Н.
Актуальность проблемы
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. (Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове).
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. Между тем, в самом ходе коррекционного обучения обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении, ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. А это, в некоторой степени, противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.
К тому же, многие ученые – лингвисты и логопеды-практики указывают на то, что формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, грамотного письма и чтения.
Таким образом, учитывая всю сложность и необходимость коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, необходимо уделять особое внимание коррекции данной речевой патологии.
1. Онтогенез формирования слоговой структуры слова
Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития. Поэтому при изучении процесса формирования слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности.
В онтогенезе выделяется несколько ступеней усложнения слоговой структуры слова.
Ступени усложнения слоговой структуры слова
1 ступень – способность произносить открытый слог (СГ)
Сначала ребенок произносит двусложные слова из однотипных слогов (ма-ма). Затем научается говорить двусложные слова, состоящие из разных слогов (ма-ша). Далее слоговая модель усложняется, появляются слова, состоящие из 3 слогов (ма-ши-на).
Способность произносить 1 слог дает возможность произносить двухсложные и трехсложные модели слов.
2 ступень – способность произносить закрытый слог (ГС, СГС). В речи появляются односложные слова (мак, дуб, мяч)
3 ступень – способность соединять открытый и закрытый слоги (СГ+СГС). В речи ребенка появляются качественно новые слова: пенал, совок. Как только ребенок овладевает типом переключения с открытого на закрытый слог он готов к новым сложностям.
4 ступень – стечение согласных (ССГ, ГСС).
Первоначально стечения появляются только в середине (кошка, палка, печка). Позже появляются стечения в начале и конце слова. Особую сложность представляют односложные слова со стечением (хлеб, шкаф).
5 ступень – синтез/объединение закрытого слога и стечения согласных (СГС+СГ, ССГ+СГС) (памятник, чайник, фартук)
6 ступень - самая сложная – наличие в слове нескольких стечений согласных (звезда, стандарт, клетка).
Каковы же возрастные этапы формирования слоговой структуры слов?
Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:
1г 3м - 1г 8м – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одиночных слога: «га-га», «ту-ту»;
1г 8м - 1г 10м – воспроизводятся двусложные слова; в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко);
1г 10м - 2г 1м – в трёхсложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный «кусу» (укушу); может сокращаться количество слогов в четырёхсложных словах;
2г 1м – 2г 3м– в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (прицепилась);
2г 3м -3г – слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Таким образом, в норме, к 3 годам ребенок овладевает всеми ступенями и становится говорящим, хотя еще не все звуки он произносит правильно, т.к. механизм формирования слоговой структуры слова существует самостоятельно и он не связан напрямую с механизмом звукопроизношения. Правильное звукопроизношение формируется к 4 годам, а все разнообразие слоговых структур к 3 годам.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. И нарушения эти сохраняются на протяжении многих лет.
3. Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
• Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» — молоток; опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
• Итерация - увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
• Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
• Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
• Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - «капуста») , слог со стечением в слог без стечения («тул» — «стул»);
• Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Антиципаци, т.е. уподобление слогов (« пипитан» - «капитан»);
5. Персеверации (от греч. слова «упорствую» - инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - «панама»). Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры слова может перерасти в заикание.
6. Контаминации (соединение частей двух слов): «кабудка» — конура + будка.
Таким образом, можно выделить следующие основные параметры нарушения слоговой структуры слова. Их 4:
• Нарушение количества слогов
• Изменение типа слогов (закрытый - на открытый и наоборот)
• Нарушение последовательности слогов
• Изменение ударности
4. Каковы же причины нарушений слоговой структуры слова?
Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятии, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности и мотивационной сферы ребенка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработки информации.
1. Недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха.
2. Недостаточность артикуляционных возможностей.
3. Сниженный уровень оптико-пространственной организации.
4. Несформированность ритмической и динамической организации движений.
5. Неспособность к серийно-последовательной обработке информации.
6. Сниженная мотивационная деятельность. Мотивация речи определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами ДОУ. Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата. Обследование состояния слоговой структуры слова проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития, его интеллектуальных возможностей и возраста. Результаты обследования позволяют установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционную работу.
7. Современные методики по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Как показывает практика, ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не может самостоятельно усвоить правильное произношение отдельных звуков. Поэтому необходимо долгий процесс стихийного формирования слоговой структуры слова заменить целеноправленным и сознательным процессом обучения этому умению.
В настоящее время существует несколько методик по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которые представляют собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей»
2. Четверушкина Н.С. «Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста»
3. Большакова С.Е. «Формирование слоговой структуры слова»
4. Ткаченко Т.А. «Коррекция нарушений слоговой структуры»
5. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи»
6. Маркова А.К. «Особенности усвоения слоговой структуры слов у детей, страдающих алалией»
7. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. «Формирование слоговой структуры слов: логопедические задания».
Основной контингент логопедической группы – это дети с общим недоразвитием речи III и IVуровня речевого развития. Очень хорошая методика Большаковой Светланы Евгеньевны, в основу которой положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
ТИПЫ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трехсложные слова из открытых слогов(охота, малина).
3. Односложные слова (дом, мак).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка). 6. Двухсложные слова из закрытых слогов(компот, тюльпан).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом(бегемот, телефон)
8. Трехсложные слова со стечением согласных(комната, ботинки).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник). 10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка). 11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф). 12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт). 13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка). 14.Четырехсложные слова их открытых слогов(черепаха, пианино).
Важнейшее значение в работе автор отводит индивидуальному подходу к детям, который предполагает учет психических возможностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому основную работу по формированию слоговой структуры слова автор считает целесообразным проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения или на подгрупповых занятиях. Весь период обучения делится на 5 этапов.
Этапы формирования слоговой структуры слова
1 этап. Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова
• Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации
• Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации
• Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве
• Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации
• Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений
2 этап. Работа над гласными. Основной этап коррекции предусматривает постепенное усложнение от звука к фразе. На данном этапе Большакова С.Е. предлагает эффективные приемы формирования слоговой структуры слова, в частности приемы мануального подкрепления, облегчающие детям усвоение многосложных слов и слов со стечениями согласных. Детей знакомят с рядом ручных поз, соответствующих гласным звукам, еще на этапе овладения артикуляционной гимнастикой, что предупреждает замещение гласных и перестановку слогов.
• Повторение цепочек звуков: в сопровождении ручных символов, без них, без зрительной опоры
• Счет количества звуков, произнесенных логопедом (показ на пальцах, на фишках)
• Определение заданного количества звуков (-встань, если услышишь цепочку из 2, 3-ёх звуков)
• Придумывание заданного количества звуков (-назови столько звуков, сколько звездочек на картинке)
• Угадывание звука по ручному символу
• Загадывание детьми ряда звуков и изображение их символами
• Повторение звуков в обратном порядке
3 этап. Работа над слогами. Берутся слоги в следующей последовательности: с общим согласным, с общим гласным, обратные, закрытые, прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными.
Видео « Работа над слогами» по Иванцовой
• Счёт количества слогов
• Определение одинаковых звуков в слогах
• Придумывание слогов с одинаковыми гласными (согласными)
• Повторение слогов в прямой и обратной последовательности
• Выделение ударного слога
• Называние первого, второго, третьего слога
• Сравнение слогов
• Угадывание слогов с указанным согласным, изображенных ручными символами
4 этап. Работа над слогами со стечениями согласных
5 этап. Работа над словами. На данном этапе начинается формирование и развитие звукового анализа и синтеза.
• Упражнения на различение длинных и коротких слов
• Упражнения на объяснение значений малознакомых слов
• Упражнения на отражённое скандированное повторение слов изучаемого типа
• Упражнения на повторение с выделением ударного слога
• Упражнения с перестановкой слогов
• Упражнения на оценку нормативности
• Упражнения на переход к слитному произнесению
• Упражнения на образование словосочетаний
• Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами
• Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа по словам большей или меньшей контрастности по слоговой структуре
• Упражнения на закрепление материала
Необходимо отметить, что у всех методик по формированию слоговой структуры слова, в не зависимости от количества этапов, первый блок основывается на формировании базовых предпосылок становления слоговой структуры слова. И целью данного этапа является формирование готовности ребенка к усвоению ритмической структуры слова. На этом этапе эффективны приемы современной авторской методики Новиковой – Иванцовой Тамары Никифоровны. В чем она заключается?
Современная логопедическая методика Новиковой-Иванцовой Т.Н.
по формированию слоговой структуры слова
Задача: учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением.
Итог - научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, проработав все 13 классов по Марковой.
При работе над слоговой структурой три раздела: работа над ритмом, работа над слогом и работа над словом во всем его многообразии: слово, в словосочетании и в предложении.
Для работы логопеду понадобятся:
• умение детей делать "замочки", которые дают фиксацию положений рук,
• картинки с шестью ритмами;
• символы на гласные и согласные звуки,
• линейки с кнопками нескольких видов: самая простая - 5 кнопочек (по количеству пальцев), вторая линейка - по две кнопки для работы над цепочкой, состоящей из двух слогов и третья линейка - из трех кнопочек, когда логопед работает со словами, состоящими из трех слогов. Также понадобятся для работы карты с окнами для формирования слогов.
Ритмы - это база, здесь количество и качество будущего слова.
Все ритмы нужно проходить в определенной последовательности: классы имеют соотнесенность с ритмами. Все ритмы имеют количественную и качественную характеристики. Вначале логопед учит детей слышать "один", затем дифференцировать "один-много", после этого- "один-два". Ударность показываем в "замочках" громкостью. Характеристики "тихо-громко" начинают отрабатываться на "громко", затем дается "тихо" и потом соединяется "тихо-громко". Разные комбинации громко и тихо будут давать ритмы.
В основе работы над речевым ритмом лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. Например, слово какаду мы произносим не ка-ка-ду, а какадУ, без пауз между слогами. Автор отмечает, что ритм идет впереди слова, он задает параметры. Поэтому первый блок – это фундамент будущего овладения слоговой структуры слова.
Соотнесение образов с типами слоговой структуры
"Заяц"- ритм: два слога с первым ударным- 1,4,5,6,12 классы слоговой структуры
"Коза" - ритм: два слога со вторым ударным - 1,4,5,6,12 классы слоговой структуры
"Кит"- ритм: один закрытый слог- 3,11 классы
"Курица"- ритм: три слога с первым ударным- 2,7,8,9,10 классы слоговой структуры
"Собака"- ритм: три слога со вторым ударным- 2,7,8,9,10 классы слоговой структуры
"Какаду"- ритм: три слога с третьим ударным- 2,7,8,9,10 классы слоговой
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С РИТМАМИ
1. Соотнесение ритма с образом: заяц, коза, курица, собака, какаду, кит.
2. Дифференциация ритмов с опорой на образ.
3. Дифференциация ритмов со слухом.
4. Запоминание цепочки ритмов.
5. Подбор картинок к заданному ритму.
Таким образом, только целенаправленное, систематическое обучение с опорой на тщательный отбор дидактических пособий поможет решить основную задачу формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР –формирование у детей умения использовать полученные знания в спонтанной речи.