Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование социально значимых качеств личности дошкольников . Работа №305902

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данном докладе рассматривается роль музыкальных занятий в патриотическом воспитании  дошкольников Основное внимание уделяется значению правильного подбора репертуара. Музыка, сопровождаемая поэзией, очень глубоко воздействует на психику ребёнка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Ребята, занимаясь этим группового музыкального творчеством, имеют возможность прочувствовать произведение, пропустить его через себя. При этом совершенно не обязательно обладать какими-то выдающимися музыкальными способностями. 

Работа:

 

 

Формирование социально значимых качеств личности дошкольников

 

Современный мир очень разнообразный и красочный. Развитие современного человека и окружающего его мира достигло очень высокого уровня. Повсеместная цифровизация, обилие информации и очень быстрый темп жизни привели к тому, что люди стали воспринимать многие вещи поверхностно, все меньше их интересуют глубинные, внутренние процессы во всех сферах жизни. Поэтому вопрос качества образования стоит на сегодняшний момент очень остро. Музыкальное воспитание – это не только воспитание музыканта, это, прежде всего, воспитание человека. Главной проблемой современного образования стало повсеместное стремление к показушности и выполнению нормативов. Утерян основной компонент, который предусматривает воспитание души ребенка. Эта проблема существует на всех ступенях обучения, начиная от детского сада заканчивая вузами. Основная задача современного музыкального руководителя детского сада – это подготовить сценарий к празднику и показать красивое шоу. Это очень грустно, и приводит к тому, что у детей формируется однобокое представление о музыке и о мире в целом. Такие занятия не способствует развитию правильных душевных качеств детей и не имеют образовательных целей и задач. Они лишь призваны развлекать. Упускается очень важный момент, ведь музыкальное искусство в целом может служить основным инструментом в познании мира, в силу своей доступности. Они могут не только обучать, но и формировать представления о ценностях в жизни, воспитывать социально значимые качества учащихся, такие как сострадание, сочувствие, гордость, патриотизм, мужество и многие другие. Сейчас очень много говорят о том, что молодежь стала черствой, не способной на сострадание и сопереживание. Здесь однозначно должно помочь музыкальное воспитание и занятия в хоровом классе. Невозможно петь в хоре, не вкладывая частичку своей души в исполнение. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Пение – вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение еще иначе называют музыкальной речью. Музыка, сопровождаемая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Ребята, занимаясь этим видом группового музыкального творчества, имеют возможность прочувствовать произведение, пропустить его через себя. При этом совершенно не обязательно обладать какими-то выдающимися музыкальными способностями. Пение в хоре – самый доступный вид музицирования. Даже самый робкий и зажатый ребенок в хоровом классе способен раскрыть свои способности и таланты, понять содержание произведения и донести его до слушателя.

Большая роль для достижения этих целей отводится народной песне, ведь она является отражением жизни людей. Разучивая такую музыку можно изучать историю, нравы, традиции народа, который ее создал. В ней собрана мудрость сотен поколений. Народных песен существует множество и многие из них на слуху у детей, но ребята не задумываются об истории их возникновения, и о том, когда и по какому поводу их пели наши предки. Народные песни имеют глубокие исторические корни и огромное воспитательное значение. Ребята очень живо реагируют на информацию, в которой говориться о том, как появились уже давно известные им песни. Это дает сильный толчок в развитии интереса к изучению истории своей страны. Для ознакомления с народной песней на начальном этапе, удобно использовать уже знакомый детям материал. На примере, русской народной песни «Во поле береза стояла» можно решить сразу несколько образовательных и воспитательных задач. Во-первых, знакомство с народным праздником «Троица», изучение традиций ее празднования до и после крещения Руси, осознания места и значения этой песни в обряде, формирование понимания чувств и мыслей наших предков во время исполнения этой песни. Во-вторых, совершенствование вокально-технических навыков и развитие слуха учащихся. Сейчас существует большое количество интересных обработок и переложений народных песен, которые являются очень доступными для современного поколения детей. Это позволяет эффективно использовать их на музыкальных занятиях в хоровом классе.

Следующим пластом, имеющим большое влияние на формирование и развитие социально значимых качеств личности детей, является военно-патриотическая музыка в целом и песня в частности. Изучая творчество композиторов, создавших эти произведения и историю песен, дети учатся гордиться своей родиной и подвигами героев войны, сопереживать и не оставаться безучастными к беде других людей. Они становятся как бы участниками тех событий, о которых поют. Эта музыка понятна всем без исключений и формирует в детях гражданскую зрелость и верность традициям нашего славного прошлого. В 2013 году в нашей стране возобновило работу Всероссийское хоровое общество. Это очень важный шаг в формировании традиций детского хорового пения в России. Исполнительный директор Всероссийского хорового общества П. А. Пожигайло отметил в своем обращении: «Развитое хоровое искусство во всем мире признано показателем нравственного здоровья общества. Детский хор России – яркая иллюстрация того, что наша страна все увереннее на пути духовно-нравственного возрождения» [1]. Участие ребят в сводном хоре Чувашии и России вдохновляет и пробуждает в них желание заниматься музыкальным творчеством, расширяет круг общения и подогревает интерес к изучению новых хоровых произведений. Неслучайно основу репертуара этого коллектива составляют народные, патриотические, классические и современные песни. Изучать произведения мировой и отечественной классики на занятиях хора тоже очень полезно и познавательно. Ведь недаром слово «классический» переводится как «образцовый». Это музыка, проверенная временем, является хорошей базой для развития. Главное – это четко представлять исполнительские возможности коллектива и брать в работу произведения не только те, которые будут «по силам» учащимся, но и «на перспективу».

В противовес классической обязательно должна исполняться музыка современных композиторов. Это очень близко детям и доставляет им массу положительных эмоций, вместе с тем развивает исполнительские способности, расширяет кругозор, учит выражать и передавать эмоции через исполнение песен. Учитывая возраст и уровень подготовки, необходимо максимально охватить круг исполняемых жанров.

Нельзя говорить о воспитании и формировании социально значимых качеств личности без знакомства учащихся с духовной музыкой. Этот жанр является одним из самых древних, наряду с народной музыкой. Постепенно, начиная с самого раннего возраста, дети должны знакомиться с лучшими образцами русской и западноевропейской духовной музыки. Учащиеся на собственном опыте начинают понимать, что любое исполнение музыкальных произведений требует вложения душевных сил и огромного труда. Без этого невозможно достучаться до слушателя. Жанр духовной музыки привлекает учащихся чистотой созвучий, в нем нет ярких эмоций и потрясений, но есть ощущение покоя и сосредоточенности. Эта музыка способна приводить в порядок мысли и чувства.

Трудно найти учебный предмет в дошкольном учреждении, общеобразовательной или музыкальной школе, который бы вызывал в детских душах столько позитивных эмоций и ощущений. Ребенок с удовольствием будет заниматься лишь тем делом, в котором чувствует себя успешным. Хор в этом плане – универсальный предмет для обучения, который позволяет максимально раскрыть потенциал обучаемых и пробудить в них самые лучшие человеческие чувства.

Пение конечно не способно напрямую перенести в душу ребенка нравственность, но оно может разбудить дремлющие в человеке хорошие качества, пробудить эмоциональный отклик, способствовать духовному здоровью детей. Пение, и прежде всего репертуар, является одним их основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей и личностных качеств обучающихся.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×