В настоящее время вырастить и правильно воспитать ребёнка - очень не простой процесс. Жизнь современного ребёнка сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. На данный момент можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации.
Формирование социальной адаптации дошкольника
В настоящее время вырастить и правильно воспитать ребенка – очень непростой процесс. Жизнь современного ребенка сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. На данный момент можно констатировать значительное снижение роли семьи в воспитании детей, что объясняет трудности в их последующей социализации.
Современный ребенок - представители «поколения Z», которые активно используют планшеты, iPad, VR- и 3D-реальность. У них отмечается повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность. Детям не хватает любви, ласки, терпения, заботы, внимания со стороны родителей, в связи с их постоянной занятостью. Задача воспитания современных дошкольников должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья, а также развития волевых качеств ребенка и его социализация в обществе.
Недополучая человеческое тепло и любовь, внимания со стороны взрослых, ребенок зачастую проявляет агрессию. При недостатке общения ребенок замыкается в себе, ему сложно идти на контакт как с взрослыми, так и детьми. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Значительная часть дошкольников в свободное время не играет в обычные игры, они проводят время за гаджетами. Взрослые потеряли авторитет у детей. Между многими детьми и их родителями- пропасть. Родители забыли о своей главной роли в жизни. Дети все более отдаляются от взрослых: они плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями, не знают о профессиональной деятельности родителей, часто на вопрос: «Где работают папа и мама?» отвечают: «На работе.» На вопрос: «Что они делают на своей работе?» Ответ: «Работают.» Родители совсем не рассказывают о своих профессиях, а дети и не интересуются…
Поэтому на современном этапе вопрос полноценного воспитания подрастающего поколения стоит как никогда остро. В приоритете - дошкольники, так как именно в этом возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. Неправильное воспитание или его отсутствие в этом возрасте, могут причинить вред личности ребёнка. Правильное и всестороннее воспитание является основой успешной социальной адаптации, гарантирует избежание многих психологических проблем и социальную активность в будущем каждого ребёнка.
Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, взятые из популярных фильмов и компьютерных игр. Сюжетно-ролевые игры в повара, шофера, доктора, пожарного, и даже семью, которые были популярны несколько лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников. А ведь именно такие игры и способствуют вхождению ребенка в мир взрослых.
В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных, создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.
Подчеркнув все выше сказанное, можно прийти к выводу, что игра – это средство формирования социальной адаптации дошкольника и так как родители уделяют своим детям с каждым годом все меньше внимания, ответственность за формирования социальной адаптации дошкольника ложиться на плечи педагогов.
Игра учит взаимоотношениям и между детьми и взрослыми, побуждает их к сотворчеству, благоприятно сказывается на психической и эмоциональной сферах тех и других.
В детском саду дети учатся играть и у них появляются предпочтения ряда игр и желания играть в них. Они очень благоприятно влияют на все психические процессы и эмоционально-волевую сферу воспитанников. Игры используются разнообразные:
- игры, направленные на сближение детей друг с другом и педагогом;
- подвижные игры;
- малоподвижные игры;
- словесные игры;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры.
Всем необходимо помнить, что сегодня, как никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, обеспечить психологическую защищенность.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.
Родители ждут от детского сада социальной адаптации своего чадо, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям общества. Задача дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая невозможна при отсутствии его психологического здоровья. В этой связи, в целях сохранения психологического здоровья, в современных условиях возникла острая необходимость эффективной организации психологического сопровождения всего педагогического процесса в детском саду.
Процесс сохранения психологического здоровья как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях можно представить следующими этапами: диагностику, определение детей группы риска, групповую психопрофилактическую и индивидуальную коррекционную работу, заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий, а также консультирование педагогов и родителей. При этом положительная динамика возможна только в том случае, если создана обстановка для психологической безопасности. Психологическая безопасность образовательного процесса — это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе.
Условия, обеспечивающие психологическую безопасность:
1) доброжелательные взаимоотношения (доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);
2) устойчивая позиция педагога
3) гуманистическое отношение к детской личности.
Образовательная среда ДОО должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.
Целесообразно учитывать основные принципы воспитания современных детей:
- Обращайтесь уважительно. Никогда не унижайте их!
- Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это не касалось!
- Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается дисциплины.
- Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.
- Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.
В основе педагогической деятельности современного воспитателя должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка есть ресурс потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть успешным.
Опираясь на требования ФГОС, воспитателю необходимо использовать такие инновационные методы дошкольной практики как:
– «деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);
– познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем (оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей);
– личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями.
Коллектив ДОО, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его участником. От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.