Нетрадиционное,нестандартное рисование, раскрывает творческие возможности ребенка.
Позволяет почувствовать политру красок,формы,мазки ,штрихи,их характер и настроение.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетание материалов и
инструментов.Развивают мышление, фантазию,воображение. Придают уверенности в
получении хорошего результата изобразительной деятельности.Технология их выполнения
интересна и доступна,как взрослому так и ребенку, поэтому нетрадиционные методики значимые
Педагогический проект «Формирование творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Педагогический проект «Формирование творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Продолжительность проекта : средней продолжительности.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность:
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Мой педагогический опыт выявил следующую проблему: в самом начале в детских работах наблюдается отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Необходимо найти стимул побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву может являться рисованием с использованием нестандартных техник рисования.
Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи, их характер и настроение. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, они развивают воображение, мышление, фантазию, придают уверенности в получении хорошего результата изобразительной деятельности. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель: развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
учить активно и творчески применять усвоенные способы в художественной деятельности;
побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ;
вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
развивать умение планировать свою деятельность;
содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Задачи для детей:
освоить нетрадиционные техники рисования;
научиться применять их в своем творчестве.
Этапы проекта:
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Изучение методической литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», посещение сайтов по теме проекта.
Анализ многообразия художественных техник рисования, выявление нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста, оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.
Стартовая диагностика уровня развития творческих способностей детей. Разработка тематического перспективного плана.
Создание словаря по данной теме.
2. ОСНОВНОЙ:
Работа с детьми
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использование следующих техник рисования:
набрызг;
граттаж;
техника рисования с использованием трафарета;
рисование ватными палочками;
рисование на снегу;
рисование солью;
монотипия;
монотипия предметная ;
монотипия пейзажная ;
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой ;
кляксография обычная;
пластилинография .
Работа с родителями
Знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования, привлечение их к совместному с детьми творчеству. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.) . Оформление уголка для родителей по данной теме.
Целесообразны следующие формы работы с родителями:
- Беседы, консультации;
- мастер класс;
- выставки детских работ для родителей;
- конкурсы совместных работ родителей и детей на различные темы с использованием нетрадиционного рисования;
- анкетирование;
- рекомендации.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Изготовление альбома "Маленькие художники". Проведения мастер – класса для родителей по нетрадиционному рисованию «Чему мы научились». Выставка детских рисунков и совместных работ родителей и детей на заданную тему.
Разработка «Методических рекомендаций»для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.
Проведение диагностики развития художественно- творческих способностей детей.
Средства диагностики результатов.
Предлагается диагностирование детей по следующим методикам:
1) Для исследования образной креативности (воображения, творческого мышления) использовался тест «Дорисовывание» Е. П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления.
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
2) «Налей воду в кувшин». Оценивалось умение работать кистью (правильно держать, набирать краску, соблюдение последовательности работы с краской) .
3) «Составь букет для Снегурочки и Солнышка» (Подбери тёплые и холодные цвета)
4) «Собери радугу» (знание основных и вспомогательных цветов, умение смешивать цвета) .
А так же проводился анализ детских работ с целью :
1) Оценки творчества в рисунке (оценивалась по критериям) :
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
2) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
а) многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
в) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами) .
3. Уровень самостоятельности:
а) выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
б) требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
в) необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
Ожидаемые результаты:
для детей:
сформирован интерес к изобразительной деятельности, дети умеют применять усвоенные нетрадиционные техники рисования, получают эстетические впечатления при восприятии своих работ;
для педагогов:
созданы условия для активизации интереса к изобразительной деятельности у детей группы, для различных способов воплощения своих замыслов;
для родителей:
повышена компетенция родителей, сформирована у родителей позиция «активных участников» в реализации проекта;
Принципы, лежащие в основе проекта:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• - Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• - Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• - Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
• - Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
• - Принцип доступности материала.
Продукты проекта:
- для детей: коллективные и индивидуальные творческие работы, альбом «Маленькие художники».
- для педагогов: картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;
- для родителей: консультации, выставки детского творчества.
Партнеры педагогического проекта:
Художественная школа при Центре внешкольного развития ;
Библиотека.
Перспектива дальнейшего развития
Продлить проект на более длительный срок с целью изучения и освоения новых техник нетрадиционного рисования.
Список использованных источников:
1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности