Выразительные средства только одного вида искусства — музыки, самым действенным образом способны затронуть сердца даже неподготовленных слушателей.
Коллективный уровень-создание пространства совместной жизнеде-ятельности. Воспитание в творческом объединении - путь к расширению жизненного, профессионального, общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования духовно-нравственных позиций, определяющих культуру личности, её статус в обществе. Именно на этом уровне отчетливо проявляется взросление и социализация подростка, происходит воспитание чувства ответственности, коллективизма.
Формирование у детей эстетического вкуса и творческого мыщления при подготовке творческого номера.
Коваленко
Анастасия Александровна
Выразительные средства только одного вида искусства — музыки, самым действенным образом способны затронуть сердца даже неподготовленных слушателей
В творческой деятельности реализуется уникальная возможность – развиваются все уровни развития личности: а) индивидуальный, б) групповой, в) коллективный, г) предпрофессиональный.
Индивидуальный уровень - "сфера развития личности". Ведущей задачей педагога является создание условий для развития способностей ребёнка к универсальному развитию (каждый ребёнок - суверенная личность, индивидуальность).
Групповой уровень - воспитание и развитие ребёнка в творческой среде (временные творческие группы, ансамбли и т.п.). Это реализуется через вовлечение детей в совместный художественно-творческий процесс (создание и подготовка творческих мероприятий, тематических концертов и т.п.), общение детей разного возраста, разного уровня мастерства, разных классов, но объединённых общими творческими, профессиональными, духовными устремлениями.
Коллективный уровень-создание пространства совместной жизнеде-ятельности. Воспитание в творческом объединении - путь к расширению жизненного, профессионального, общехудожественного кругозора юного музыканта, возможность формирования духовно-нравственных позиций, определяющих культуру личности, её статус в обществе. Именно на этом уровне отчетливо проявляется взросление и социализация подростка, происходит воспитание чувства ответственности, коллективизма.
Предпрофессиональный уровень - выход на творческую самореализацию, самопознание, самосовершенствование. В процессе событий, проектов в которых участвуют подростки, у них формируются устойчивые мотивации к художественно-творческой, исследовательской, концертно-просветительской деятельности. Сочетание музыкального образования с опытом практической творческой деятельности - основа нравственно-ценностной мотивации последующей самостоятельной деятельности.
Воспитательные возможности подготовки творческого номера заключаются в том, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, обогащает ее нравственно-эстетический мир, способствует формированию активной жизненной позиции. Особое внимание уделяется творческому росту юных и молодых исполнителей, объединению их в единое творческое пространство, созданию положительного имиджа коллектива, как уникального и привлекательного объединения детей, прикоснувшихся к музыкальной культуре.
Включаясь в художественно-творческий процесс, дети и подростки вступают в сложнейшую сферу творческой деятельности - сферу исполнительского искусства, становясь полноправными участниками и создателями концертов-спектаклей, концертов-лекций, являясь пропагандистами классической и современной музыки. Такая направленность создаёт атмосферу духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития детского творчества, для личностного роста, гармонизации эмоциональной сферы ребёнка.
Помимо указанных подходов, важным аспектом формирования эстетического вкуса у детей является знакомство с разнообразными жанрами и стилями искусства. Посещение театров, выставок и концертных залов расширяет кругозор детей, позволяет им увидеть многообразие художественных выражений и понять специфику различных направлений в искусстве. Дети могут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями, что способствует развитию их критического мышления и эмоционального интеллекта.
Не менее значимым является создание условий для самовыражения. Дети должны иметь возможность экспериментировать с различными художественными средствами.
Это не только развивает творческие способности, но и помогает ребенку формулировать и выражать свои эстетические предпочтения, а также осознавать свою индивидуальность.
Кроме того, важно обогащать культурный опыт детей через совместные выступления с педагогом. Совместное творчество и обсуждение художественных произведений создают атмосферу доверия, в которой дети могут свободно высказывать свои мысли и чувства. В результате формируется глубокое понимание искусства как важной составляющей жизни и культуры, что, в свою очередь, способствует развитию их эстетического вкуса.
Не менее важным является осознание роли искусства в обществе. Дети должны понимать, что художественные произведения отражают культурные, социальные и исторические контексты. Это позволяет им не только оценивать эстетику, но и развивать чувство сопереживания и понимания другой точки зрения, что является ценным навыком в современном мире.
В завершение, необходимо подчеркнуть, что формирование эстетического вкуса — это длительный и многогранный процесс. Он требует активного вовлечения как со стороны взрослых, так и со стороны самих детей. Создание поддерживающей среды, где ценятся творчество и саморазвитие, позволит детям не только наслаждаться искусством, но и научиться видеть в нем источник вдохновения и размышлений на протяжении всей жизни.
Для формирования у детей эстетического вкуса при подготовке творческого номера можно использовать следующие подходы:
Выбор репертуара. Произведения должны быть не только увлекательными, но и содержательными с точки зрения художественной и нравственной ценности. Важно, чтобы материал соответствовал возрасту и уровню развития детей.
Эстетическое оформление номера. Можно предложить детям самим поучаствовать в создании декораций и костюмов. Это развивает чувство стиля и гармонии, учит понимать значение цвета, формы, фактуры в создании художественного образа.
Использование фонограммы. Музыкальные фрагменты создают определённое настроение, помогают передать эмоции и динамику сюжета произведения. Важно, чтобы дети учились слушать и чувствовать музыку, понимать, как она может влиять на восприятие номера.
Коллективная работа. Дети учатся обсуждать свои идеи, принимать критику и вырабатывать общие решения. Например, обсуждая, как лучше оформить сцену или какую музыку выбрать для номера, они учатся оценивать художественные решения с точки зрения эстетики.
Формирование уважения к труду. Понимание того, сколько усилий вкладывается в создание художественного произведения, учит детей ценить искусство и уважать его создателей.