Одной из главных проблем российского образования является низкая мотивация студентов. Существует множество причин снижения интереса учащихся к учебе: лень получать знания; нежелание работать; большая учебная нагрузка; желание прожить один день; скучная школьная жизнь; непонимание пригодности полученных знаний в жизни, кроме того, многие дети учатся не для того, чтобы получить знания, а потому, что преподавание для них обязательно.
Ключевые слова: Мотивация; учебная мотивация, мотив, успех, ситуация неуспеха, педагогические инновации.
Формирование учебной мотивации школьников
Аннотация
Одной из главных проблем российского образования является низкая мотивация студентов. Существует множество причин снижения интереса учащихся к учебе: лень получать знания; нежелание работать; большая учебная нагрузка; желание прожить один день; скучная школьная жизнь; непонимание пригодности полученных знаний в жизни, кроме того, многие дети учатся не для того, чтобы получить знания, а потому, что преподавание для них обязательно.
Ключевые слова: Мотивация; учебная мотивация, мотив, успех, ситуация неуспеха, педагогические инновации.
Введение
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не только преподавание предметных знаний и умений студенту, но и личность студента как будущего активного деятеля, обеспечивающего социальный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индивидуальность человека со своими особенностями являются результатом образовательного процесса. В то же время воспитание личности состоит прежде всего в развитии системы ее потребностей и мотивов. Характер педагогической мотивации и личностные характеристики являются, по сути, показателями качества образования.
Мотивацию можно определить как совокупность психологических причин, объясняющих поведение человека, его начало, направление и деятельность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотивацией к обучению является ориентация студента на определенные аспекты учебной работы.
Мотивация успеха была выявлена немецким ученым Х. Гекхаузеном, который определил, что человек руководствуется двумя мотивами, функционально связанными с деятельностью, направленной на достижение успеха: достижение успеха и избегание неудачи. Мотивация к успеху имеет эмоциональные корни, так как человек связывает свои достижения с положительными эмоциями, что в дальнейшем приводит к необходимости еще большего успеха.
Мотивация к успеху в учебной деятельности является условием ее активизации, способствует более эффективной учебной деятельности младших школьников.
В. С. Мухина отмечает, что в начале своей школьной жизни ребенок хочет учиться, причем хорошо и безупречно. Мотивация к успеху в начальной школе часто становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью мотивация достижения особенно выражена. Хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (оценки и одобрения взрослых), она все же ориентирует ребенка на качество и эффективность учебной деятельности, независимо от этой внешней оценки.
Мотивация к успеху часто характерна для детей с высокой самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше, чем его одноклассники, выделяться среди них, быть первым. Если она соответствует достаточно развитым способностям, то становится мощным двигателем для развития отличника, который будет стремиться к достижению наилучших образовательных результатов. Если стремление к успеху сочетается со средними способностями, то глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний, приводит к аффективным реакциям в ситуации неудачи.
Недостаточно успевающие и иногда средние студенты не развивают мотивацию к достижению успеха, у них более выражена мотивация к избеганию неудач. Многие студенты, которые хотят избежать неудачи, интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к самым легким, неосновным дисциплинам, иногда только к одной, например, физкультуре или пению. Эти учащиеся ориентируются в процессе выполнения индивидуальных, частных действий и на протяжении всего периода обучения в начальной школе стремятся облегчить усвоение знаний, механическое копирование действий учителя и следование его указаниям. На уроках русского языка и даже математики их привлекает процесс написания слов, копирования из книги, а не содержание предложений, правил или математических приемов. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной предмета, изменениями в конкретных видах работы, визуальной стороной обучения и игровыми элементами урока.
К концу начальной школы у таких учеников часто отсутствует мотивация к успеху и желание получать высокие оценки (хотя они продолжают рассчитывать на похвалу), а мотивация к избеганию неудачи становится значимой. Она сопровождается тревогой и страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности негативную эмоциональную окраску.
Важнейшим условием формирования мотивации успеха является использование метода поощрения, создающего ситуации учебной успешности. Ученики начальных классов чутко относятся к похвалам учителя, они стремятся заслужить его благосклонность и доверие. Поэтому поощрение младших школьников преподавателем вдохновляет их, развивает стремление к достижению лучших результатов, способствует развитию мотивации к достижениям. Поощряя учеников, учитель должен помнить, что поощрения заслуживают не только те ученики, которые добились успехов в своей учебной деятельности, но и те, кто добросовестно учился и проявил трудолюбие, хотя и не достиг больших результатов. Особое внимание следует уделять утверждению неуверенного, отстающего ученика, тем самым прививая ему уверенность в себе, воспитывая целеустремленность и самостоятельность, желание преодолевать трудности. Для слабых студентов важно создавать ситуации успеха.
Для этого С. А. Смирнов предлагает выделить не одну, а небольшое количество задач возрастающей сложности. Первая задача обычно проста, поэтому студенты, нуждающиеся в стимуляции, могут решить ее и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более сложные задачи. В результате слабые ученики получают необычайно высокие оценки за доступные им задания, что создает ощущение успеха и желание его повторить. Надеясь получить одобрение за действия, направленные на достижение этой цели, студент прилагает больше усилий, и работа, связанная с этим, вызывает у него положительные эмоции.
Заключение
Важнейшим условием формирования у студентов мотивации к успеху является развитие их познавательных интересов. Для этого используются игровые методы обучения, межпредметные связи, нетрадиционные уроки, элементы развлечения, соревнования, дифференцированный подход к обучению.