Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование умения работать с текстом - это шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы. Работа №350314

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации.

Цель данного сообщения: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования навыка смыслового чтения младших школьников.

Работа:

Учитель начальных классов: Караваева Татьяна Михайловна

Формирование умения работать с текстом - это шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы

Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие выводы можно сделать на основе полученной информации.

Цель данного сообщения: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования навыка смыслового чтения младших школьников.

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы:

Постановка проблемного вопроса к тексту

Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

Высказывание отношения к прочитанному

Характеристика событий, места действия, поступков героев.

Выполнение творческих заданий учащимися.

Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п. На уроках литературного чтения при работе с поэзией как можно чаще находить эпитеты (золотые руки), метафоры (туча птиц), сравнения и олицетворения (Плачут вербы, шепчут тополя С. Есенин).

Очевидно, что вышеуказанные приёмы работы могут быть использованы для для развития смыслового чтения.

Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления

Прием “Написание синквейна

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Например, Весна.

Молодая, цветущая.

Журчит, расцветает, поет.

Будит природу ото сна.

Утро природы.

Пчелка.

Маленькая, трудолюбивая.

Летает, опыляет, жалит.

Приносит людям пользу.

Медонос.

 

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, что очень важно при написании комплексных контрольных работ, а также заставляет думать, познавая окружающий мир. Вывод: необходимо как можно больше работать с текстом.

 

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Как работать с синквейнами.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

Синквейны по литературному чтению.

С. Чёрный « Дневник фокса Микки»( Литературное чтение, Н.А.Чуракова,4класс.

1.Дружба.

2. Честная, крепкая.

3. Доверять, понимать, помогать.

4. Друзья познаются в беде.

5. Доверие. (Серов Виктор)

Дружба.

Верная, честная.

Укрепляет, сплачивает, обязывает.

Дружба нужна каждому человеку.

Привязанность. ( Рудакова Мария)

Дружба.

Нужная, неразлучная.

Понять, защитить, не предать.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Товарищество. ( Чигирёв Егор)

М. Метерлинк « Синяя птица», Литературное чтение, Н. А. Чуракова,4класс.

1. Будущее.

2. Счастливое, богатое.

3. Задуматься, работать, создать.

4. Будущее надо строить самому.

5. Счастье. ( Силантьев Александр)

Будущее.

Информационное, межпланетное,

Предвидеть, предугадать, тревожиться.

О будущем надо задуматься.

Неизвестность. ( Малюгина Наталья)

Победители конкурса математических синквейнов (в рамках проведения «Недели Математики» в начальной школе)

Математика.

Познавательная, великая.

Открывает, развивает, учит мыслить.

Думать, решать - много знать.

Царица наук. ( Сорокина Алина)

Математика.

Сложная, занимательная.

Считать, думать, мыслить.

Гимнастика для ума.

Арифметика. ( Смакаева Ксения)

Работать над синквейном нравится всем учащимся. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев:

1.Солнце.

2. Весёлое, доброе.

3.Дарит, греет, веселится.

4. Солнцу рады все.

5. Добро.

(2 класс. Лит. чт. Тема: «Солнце и Туча». Дж. Родари.)

Говорим о Родине, о красоте родной природы:

1. Степь.

2. Широкая, бескрайняя.

3. Привлекает, оберегает, встречает.

4. Родная, любимая земля!

5. Родина.

(2 класс. Лит. чт. Тема: «О, степь моя!»». С. Мауленов.)

Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. Например, при изучении темы по познанию мира во втором классе « Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла синквейн «Вода»:

1. Вода.

2. Жидкая, прозрачная.

3. Моет, питает, течёт.

4. Без воды нет жизни.

5. Жизнь!

1. Вода.

2. Текучая, безвкусная.

3. Утоляет, течёт, поит.

4. Вода-источник жизни.

5. Жизнь.

На уроках русского языка во втором классе при подготовке к написанию изложений или сочинений, я также использую синквейн, но уже готовый. Например, даю ученикам синквейн:

1. Белка.

2. Маленькая, серая, весёлая.

3. Сидит, грызёт, прыгает.

4. Весёлое и забавное животное.

5. Зверёк.

Дети сами определяют тему сочинения, определяют, что это сочинение – описание животного. Далее ученики по строчкам синквейна составляют текст сочинения, составляют план, пишут сочинение.

Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1.В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.

2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.

3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.

4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития обучающихся на уроках, метода, который позволяет быстро получить результат. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.

Итак, синквейн:

-обогащает словарный запас;

-подготавливает к краткому пересказу;

-учит формировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя творцом;

-получается у всех.

ПРИЛОЖЕНИЕ ( примеры работ учащихся 2 класса)

 

1. Роса.

2. Вкусная, разноцветная.

3.Блестит, переливается, катается.

4. Вкуснее всякого напитка.

5. Алмаз.

1. Друг.

2.Плюшевый, маленький.

3.Радует, утешает, смотрит.

4. Это мой любимый друг.

5. Игрушка.

1. Дружба.

2. Искренняя, взаимная.

3. Сближает, выручает, связывает.

4. Друг познаётся в беде.

5. Друг.

1.Бабушкины руки.

2. Чудесные , добрые.

3. Латают, мажут, мастерят.

4. Творят чуде

5. Доброта.

1. Икар.

2. Маленький, неугомонный.

3. Мечтал, огорчился, полетел.

4. Мечта сбылась!

5. Молодец! ( Лит. чт. 2 кл.«Про поросёнка, который учился летать.)

1. Туча

2. Грозовая, недовольная.

3. Злится, ворчит, рассыпается.

4. Осталась одна.

5. Зло.

1. Весна.

2.Молодая, прекрасная.

3.Хохочет, шумит, стучится.

4. Все рады весне.

5. Радость.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X