Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению ВПР.. Работа №315293

Дата публикации:
Автор:
Описание:

На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС обучающие начальной школы должны научиться читать вслух и молчаЮ но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте. с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивать другие дисциплины, обогощать свой читательский опыт и интелект. Все эти умения помогут обучающемуся успешно справиться с коплексной работой,  и конечно же с ВПР , которая является одним из видов итогового контроля.Самое главное -это научить ребенка работать с текстом.

Работа:

«Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе».

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Все эти умения помогут обучающемуся успешно справиться и с комплексной работой, которая является одним из видов итогового контроля. Самое главное – это научить обучающегося работать с тестом.

     Как научить младшего школьника “смысловому чтению”? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),

– знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

  Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс – обучение детей работать с текстом:

– смысловое чтение;

– владение пересказом разного вида;

– деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

– выделение опорных слов (словосочетаний);

– характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова. 

 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

– самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

– нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

– выделение главной и второстепенной информации;

– выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

– прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

– самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

    Большое внимание на уроках литературного чтения надо уделять работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия УД) в учебных и жизненных ситуациях:

     1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания»

   2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста»

 3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».

Учащиеся начальных классов обладают особым восприятием художественных произведений. С одной стороны, оно фрагментарно, дети уделяют внимание отдельным деталям в ущерб целостности, слабо понимают подтекст, мотивы поступков героев. С другой стороны, у детей в этом возрасте достигает значительного развития эмоциональная сфера и он способен воспринимать читаемое «чувствами», активно реагировать на события, при условии, что текст ярок, динамичен, эмоционален.

Исходя из вышеперечисленного, работу над восприятием художественного произведения строят в определенной последовательности.

Вначале проводят подготовку к восприятию текста. Ее цель –   ввести учащихся в обстановку, в которой будут развиваться события, описанные в произведении; привлечь их жизненный опыт для опоры на него при последующем чтении, сообщить необходимые сведения об авторе, что повышает интерес и к писателю, и к его произведению.

После подготовительной работы проводят первичное восприятие текста (самостоятельное чтение, чтение учителем, чтение вслух учащимися – выбор зависит от сложности произведения). При первичном восприятии происходит знакомство с общим содержанием произведения, его эмоциональной направленностью. Дети определяют для себя, близка ли им тема, герои, узнали ли они что – нибудь новое, понравилось ли произведение и т. д.

Вторая ступень восприятия при повторном чтении – знакомство с персонажами, связями и причинами их поступков; ориентировка в структуре и языке произведения.

Так, например, дети подчеркивают нужные слова в тексте, подбирают синонимы, рассуждают о том, почему именно это слово употребил автор или герой. Для работы со стихотворениями и рассказами – описаниями выписывают на доске образные слова, выражения, которые автор использует для описания какого – либо события: дождя, ветра, росы, снега и т. д.   В дальнейшем учащиеся используют эти выражения для пересказа, творческих работ (устных и письменных). Для сравнения персонажей произведений используют составление сравнительных таблиц.

Важное место при восприятии произведения отводится работе над смысловой структурой текста с учетом его жанровой специфики. Признаки сказки, басни, рассказа, стихотворения занимают равноправное место с его содержательной стороной и рассматриваются в единстве. Например, читая сказку, детям дается задание доказать, что они прочитали – сказку или другое произведение:

– Сказка ли это? Докажи.

– Найди зачин сказки.

– Назови волшебных героев, волшебные предметы.

-Найди народные выражения, которые встречаются и в других сказках.

– Найди концовку, типичную для народных сказок.

– Какой намек и урок содержит эта сказка?

Третья ступень – формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное, т. е. умений, с помощью которых осуществляется углубленное, полноценное восприятие произведения.

Умение воссоздавать прочитанное входит в состав ряда других умений и связано с развитием творческого мышления, речи детей.

Сложный процесс восприятия сопровождается и завершается формированием отношения ребенка к прочитанному, суждениями о героях, событиях, произведении в целом. По этим параметрам можно судить о воздействии произведения на ребенка.

Основой для правильного восприятия текста является так же многократное обращение к тексту, перечитывание его отрывков каждый раз с новым заданием. Тогда ребенок и открывает в нем что-то новое, чего не заметил ранее. Чтобы многократное обращение к тексту не было утомительным для ребенка, я использую разные виды работ над текстом. Вот некоторые из них:

1. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

2. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

3. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.

4. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

5. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

6. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, весело, печально и т. д.

7. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

8. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

9. Чтение с выписыванием слов для «Поэтических страниц» и т. д.

Использование в своей работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление.

     Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, и успешно выполнять комплексные работы.

На одной из древних египетских плит высечена надпись: «Обрати свое сердце к книгам. Право, нет ничего выше книг».

По какой бы образовательной системе учитель начальных классов не работал бы его целью стоит – вырастить функционально грамотную личность. Это личность, которая способна реализовать себя в жизни, использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Большое внимание на уроках литературного чтения надо уделять работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия УД) в учебных и жизненных ситуациях:

Виды работ с текстом в начальной школе:

- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

- Чтение по готовому плану.

 -Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

 -Восстановление деформированного текста.

 -Инсценирование текста или отрывка.

 -Выборочное чтение (с определенным заданием).

 -Чтение в лицах.

- «Жужжащее чтение».

 -Чтение цепочкой по предложению.

- Чтение абзацами.

 -Чтение с пометками.

 -Чтение с остановками (+прием “дерево предсказаний”)

- Чтение по группам.

- Поисковое чтение.

 -Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)

 -”Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

 -Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

 -Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

 -Нахождение и чтение образных слов и описаний.

- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

 -Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

- Нахождение самого длинного слова в тексте.

- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

 -Чтение с пометками непонятных слов.

 -Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

     Использование в работе всех перечисленных приемов, видов работы с текстом приводит к правильному осмыслению детьми логических связей произведения, они лучше понимают чувства автора, у них развивается речь, творческое мышление.

   Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, и успешно выполнять комплексные работы.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×