Все образовательные технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию и формированию универсальных учебных действий, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Применение образовательных технологий существенно повышает эффективность обучения, культуру урока, формирует интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе при помощи современных образовательных технологий».
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей, родителей, общественности. Одним из условий достижения поставленных целей является введение ФГОС. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников.
В Стандарте одним из условий обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе для формирования универсальных учебных действий, является использование современных образовательных технологий деятельностного типа, которые дают возможность развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, повысить качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Остановимся на следующем: педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Только комплексное использование возможностей современных образовательных технологий позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного школьника. В наше время педагоги используют разнообразные технологии в обучении и в воспитательной работе, но наиболее эффективными считаются следующие современные образовательные технологии:
проблемное обучение;
проектные технологии;
разноуровневое обучение;
обучение в сотрудничестве;
информационные и коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Технология проблемного обучения
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Технология проблемного обучения развивает высокий уровень мотивации к учебной деятельности, активизирует познавательные интересы учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и выучат наизусть, а то, что открыли сами и увидели по-своему.
Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные УУД (умение ставить и формулировать проблему), регулятивные (контроль и коррекция действий), личностные (оценка своих знаний и возможностей), коммуникативные (умение вести диалог, дискуссию, правильно выражать свои мысли).
Технология проектного обучения
Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект – это пять П: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к самоопределению. Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, тем самым формируются познавательные УУД. Учащиеся приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, подготавливая сообщения, защиту и презентацию проекта. Регулятивные УУД развиваются в ходе планирования работы над проектом: выявление проблемы, пути сбора информации, построения гипотез, обобщения. Выбор темы обусловлен личностными предпочтениями обучающихся.
Разноуровневое (дифференцированное) обучение.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе Стандарта, предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности позволяет дифференцированное (разноуровневое) обучение. Данная технология обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками, внеклассная работа по подготовке к участию в олимпиадах и конкурсах по предмету.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения позволяет каждому школьнику работать на уровне его возможностей и способностей, помогает ребенку поверить в свои силы, обеспечивает его максимальное развитие для успешного освоения содержания образования и достижения планируемых результатов обучения на уровне, соответствующем индивидуальным особенностям. Тем самым технология разноуровневого (дифференцированного) обучения обеспечивает формирование всех групп универсальных учебных действий.
Технология обучения в сотрудничестве.
Предполагает обучение в малых группах, парах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Данная технология активно используется педагогами на уроках и во внеурочной деятельности. Технология сотрудничества позволяет успешно формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные универсальные учебные действия, что очень важно в условиях обучения по ФГОС.
Информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кабинеты начальных классов оснащены компьютерным оборудованием: компьютеры, доски, , проекторы. Педагоги используют ИКТ для создания и подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.), создания презентаций по учебному материалу. Интернет ресурсы помогают в подготовке уроков, внеклассных мероприятий, самообразования. ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.
Здоровьесберегающие технологии.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Поэтому подготовка к здоровому образу жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья на основе здоровьесберегающих технологий является одним из важнейших направлений в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают: формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья, установки на использование здорового питания, применение оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Работа по формированию здорового образа жизни реализовывается через проведение оздоровительных пауз во время уроков и на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями. Использование данной технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий: чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Это способствует формированию универсальных учебных действий:
регулятивных УУД (способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия);
личностных (формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности), коммуникативных (готовность слушать собеседника, договариваться и вести диалог), познавательных (овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности).
Игровая технология.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Все образовательные технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию и формированию универсальных учебных действий, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Применение образовательных технологий существенно повышает эффективность обучения, культуру урока, формирует интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Спасибо за внимание!